Размер шрифта
-
+

Крым. Прошлое и настоящее - стр. 4

Описывая путешествие Евгения Онегина по Крыму, А. С. Пушкин вставляет строку: «Там закололся Митридат». Несомненно, речь идет о горе близ Керчи, где в древности стоял дворец понтийского царя. Известно, что сам Пушкин посетил древний Пантикапей и поднимался на гору Митридат.

В I веке н. э. Таврида вошла в состав Римской империи. Обустроившись в Херсонесе, Пантикапее и других годах римляне соорудили водопроводы, построили общественные бани и даже амфитеатры, на арене которых устраивались гладиаторские бои. От римлян Таврида перешла по наследству под власть Византии.


Царь Митридат Евпатор (132–63 гг. до н. э.)


Археологи извлекли на свет множество прекрасных сосудов, чаш, изделий из дерева и мраморных скульптур, изготовленных античными мастерами Тавриды. Всему миру известны золотые украшения скифов, поражающие тонкостью и изяществом отделки и отличающиеся высокими художественными достоинствами.



Скифское золото


Ныне скифское золото сделалось заложником политических споров. Незадолго до крымских событий февраля – марта 2014 года из Бахчисарая в Европу на выставку отправилась замечательная коллекция золотых изделий. После того как Крым отошел от Украины к России, музей Амстердама задержал у себя бесценную коллекцию. Голландцы ссылаются на то, что изменение статуса полуострова не признается в Европе и поэтому возвращать сокровища на прежнее место не следует. Но и Украине отдавать скифское золото голландцы тоже не торопятся. В сообщении Минкультуры РФ говорится, что 565 предметов из крымских музеев остаются в Голландии, а Киев получил 19 экспонатов.

Между Русью и Византией

Христианство проникло в Тавриду еще в I веке. По легенде, апостол Андрей Первозванный проповедовал в земле скифов и на самом полуострове. Рассказывалось, что он был и погребен в Херсонесе. Тогда христиане составляли еще очень малочисленную группу. Обращение населения в христианство произошло спустя три века при императоре Константине I Великом, который сам первым из римских правителей принял новую веру.


Святые херсонесские великомученики


В 325 году в Херсонес был послан епископ Капитон. Поначалу жители встретили его недоверчиво. «Если ты сотворишь какое-нибудь чудо, – сказали ему, – тогда мы уверуем в твоего Бога». Капитон решил, по примеру ветхозаветного пророка Даниила, войти в горящую печь. Когда он сделал это и вышел из печи невредимым, жители Херсонеса воскликнули: «Воистину, велик Бог христианский!» И все разом приняли крещение. Так повествует церковная легенда. Историки же считают, что христиане появились в Тавриде только в конце IV века. Первый христианский храм, названный в честь Богородицы, был построен в середине VII века.

Страница 4