Крым. Большой исторический путеводитель - стр. 69
После того как киевский князь Владимир, захватив Херсонес, принял там Святое крещение, по его приказу мощи были перенесены в Киев.
Папа Климент глубоко почитается как православной, так и католической церковью. В Москве, на углу Пятницкой улицы и Климентовского переулка, стоит прекрасная «Церковь Климента папы Римского в Москве на Пятницкой». В 1991 г. частица мощей священномученика была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентьевский монастырь в пригороде Севастополя.
Херсонес стал городом старейшей в Крыму христианской общины. На Первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) Крым (Тавриду) представляли два епископа: Филипп Херсонесский и Кадм Боспорский. Там решались важнейшие богословские вопросы: была осуждена арианская ересь, утвержден постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, был составлен Символ веры, названный Никейским (впоследствии был дополнен). В V в. христианство стало государственной религией Боспорского царства.
Но в IV в. в Херсонесе численно значительно преобладали язычники. Император Феодосий Великий (правил в 379–395 гг.), большой ревнитель христианской веры, пошел даже на применение силы для насаждения ее в Херсонесе: посланные им воины держали в заложниках детей, пока не согласятся принять крещение их родители.
Но гораздо действеннее, чем это грубое давление, были проповеди боспорского епископа Кадма, прибывшего в Херсонес. Согласно преданию, он не устрашился войти в печь для обжига извести, чтобы развеять в собравшихся язычниках сомнение в истинности веры.
При археологических раскопках были обнаружены остатки храма VI в., возведенного над этой печью.
Глава 15. Готы
Следующее судьбоносное для Северного Причерноморья крупное перемещение племен зародилось в I в. в далекой Скандинавии – еще одном очаге (скорее всего, не первичном) индоевропейского расселения. Германские племена готов сначала перебрались оттуда на южные берега Балтийского моря под водительством конунга Берига, но надолго обосновываться там не стали и в начале II в. двинулись от низовий Вислы по направлению к Черному морю.
Бесценные сведения о древних германцах оставили нам Юлий Цезарь в своих «Записках» и Корнелий Тацит в специальном труде «Германия». В них перед нами предстает народ преимущественно оседлый, земледельческий и скотоводческий – и воинственный. Воевали со всеми соседями – галлами, балтами, славянами, со своим же иноплеменным братом-германцем. Для покоя душевного им было необходимо, чтобы в ближнем отдалении вокруг их селений никакого чужеродного присутствия не было.