Круг тотальной архитектуры - стр. 11
Так как будущий ремесленник и будущий художник проходили в Баухаусе одну и ту же базовую подготовку, от нее требовалась известная широта, способная предоставить каждому таланту возможность открыть свой путь. Концентрическое строение всего обучения с самого начала включало важнейшие компоненты дизайна и технологии с тем, чтобы дать ученику непосредственное представление обо всей сфере его будущей деятельности. Дальнейшее обучение просто сообщало знаниям широту и глубину; оно отличалось от элементарного «подготовительного обучения» лишь уровнем и основательностью, но не сущностью. Одновременно с первыми упражнениями с материалом и инструментами начиналось обучение дизайну.
Вальтер Гропиус. Диаграмма программы занятий в Баухаусе. 1923
Визуальный язык. В дополнение к техническому и ремесленному обучению дизайнер должен также изучить особый язык форм, чтобы уметь сообщать зримое выражение своим идеям. Он должен усвоить представления науки об объективных оптических явлениях, теорию, которая направляет руку творящего и обеспечивает основу гармоничного сотрудничества многих личностей. Теория эта, естественно, не есть рецепт создания произведений искусства, но она самое важное объективное обеспечение коллективной работы в сфере дизайна. Лучше всего это можно пояснить на примере из мира музыки – на теории контрапункта, которая хотя и претерпела со временем определенные изменения, тем не менее сохраняется в качестве надындивидуальной системы тонального регулирования. Овладеть ею необходимо, дабы музыкальная идея не превратилась в хаос; так как творческая свобода состоит не в бесконечности средств выражения и формообразования, но в свободном движении внутри строго очерченных границ. Академия, задача которой с самого начала – пока та еще была жизнеспособной – заключалась в создании и развитии такой теории для визуальных искусств, потерпела неудачу, ибо утратила связь с реальностью. Именно поэтому в Баухаусе были проведены интенсивные исследования, призванные заново отыскать эту грамматику формообразования и снабдить учащихся объективным знанием таких оптических явлений, как пропорции, оптические иллюзии и цвет. Тщательная разработка и дальнейшее исследование этих естественных законов сделают для поддержания подлинной традиции на плаву гораздо больше, нежели любые наставления по части имитации прежних форм и стилей.
Конец ознакомительного фрагмента.