Критика цинического разума
1
Роберт Музиль (1880–1942) – австрийский писатель, драматург и эссеист. (Примеч. ред.)
2
Перевод С. Апта. (Примеч. ред.)
3
Адорно Теодор Людвиг Визенгрунд (1903–1969) – один из самых известных немецких философов XX века, социолог леворадикальной ориентации. (Примеч. ред.)
4
Эрих Кёстнер (1899–1974) – известный немецкий автор, сценарист, писатель и сатирик XX века. (Примеч. ред.)
5
Вальтер Беньямин (1892–1940) – немецкий философ-марксист, эстетик, историк фотографии, литературный критик, писатель и переводчик. (Примеч. ред.)
6
Каламбур автора звучит в оригинале так: «Der Weg zum Wiesengrund jedoch muss nicht gerade ein Holzweg sein». Смысл его таков. Создатель Критической Теории Т.Адорно подписывался «Theodor W. Adorno», оставляя от имени отца – Wiesengrund – одну букву. «Wiesengrund» – по-немецки «луг». Одно из главных произведений позднего М.Хайдеггера называется «Holzwege» – «Пути в лесную чащу» (Holzwege – дороги в лес за дровами, которые заканчиваются тупиком). Таким образом, главный смысл каламбура следующий: «Путь к отцу, к мужскому, отличается от пути к экзистенциализму Хайдеггера». (Примеч. перев.)
7
Тухольский Курт (1890–1935) – немецкий журналист и писатель; писал также под псевдонимами Каспар Хаузер, Петер Пантер, Теобальд Тигер и Игнац Вробель. (Примеч. ред.)
8
«Письма корсара» («Freibeuterschriften»), вышедшие в 1975 году, – последний прижизненный сборник статей, интервью и рецензий Пазолини. (Примеч. перев.)
9
Дуглас Фэрбенкс (1883–1939) – американский актер, одна из крупнейших звезд эпохи немого кино. (Примеч. ред.)
10
Я вернусь к этому в Пятом предварительном размышлении.
11
Heine H.Samtliche Schriften / Hg. v. Klaus Briegleb. Munchen, 1969. Bd 2. S. 466.
12
Public characters – общественные характеры (англ.). (Примеч. перев.)
13
Первое «снятие» этой дефиниции происходит в Пятом предварительном размышлении: второе снятие – в Феноменологическом разделе.
14
Сравни шесть кардинальных цинизмов в Феноменологическом разделе.
15
Готтфрид Бенн (1886–1956) – крупный немецкий поэт и публицист, по образованию врач, сторонник нацистского режима. (Примеч. ред.)
16
См. ниже Критику религиозной иллюзии.
17
Арнольд Гелен (1904–1976) – немецкий философ и социолог, один из ведущих представителей философской антропологии. (Примеч. ред.)
18
Скрытая ссылка на И. Канта, который определял непросвещенного человека как несовершеннолетнее существо по своей собственной вине, то есть не способное и нежелающее самостоятельно определять ход своей жизни. (Примеч. перев.)
19
Сначала жить, потом философствовать (лат.). (Примеч. ред.)
20
Я везде в этой книге называю каждую силу, которая господствует, властвующей силой (Vormacht), чтобы выразить то, что не только власть обладает силой, что эта сила не является единственной, а постоянно, так сказать, «скачет, восседая» на противо-силе, противо-власти (Gegenmacht). В реалистической теории власти всесилие и бессилие, всевластие и безвластие выступают только как квази-«математические» идеи силы и власти, как бесконечно большая и бесконечно малая величины власти и силы. Всесилие и бессилие, всевластие и безвластие не могли бы противостоять друг другу – только властвующая сила и противо-сила, противо-власть. Все, что «существует», обладает силой, позитивным квантом энергии, которая имеет свой центр в обладающих сознанием телах и продолжает себя с помощью их инструментов и оружия. Поэтому логика, следующая принципу «Все и ничего», опасна в области политики – даже является губительной. В тезисе Сийеса: «Что такое третье сословие? Ничто. Чем оно хочет стать? Всем» осуществляется разрушительная самостилизация про-тиво-власти, противо-силы, ложная логизация политической борьбы, через посредство которой часть хотела бы сделать себя целым. В смысловом отношении ложная логика по принципу «Все и ничего» повторяется в марксизме, который хотел сделать «всем» пролетариат. Является ли это искаженное понятие о власти наследием, губящим всех левых оппозиционеров? На нем же терпит крах и французская Новая Философия, которая, двигаясь по накатанной колее, смешивает всевластие и властвующую силу – и оказывается в плену неудачной манихейской онтологии злой государственной власти.
21
Nolens volens – волей-неволей (лат.). (Примеч. ред.)
22
Argumentum ad personam – личные нападки, переход на личности (лат.). (Примеч. ред.)
23
Лэйнг Рональд Дэвид (1927–1989) – английский психиатр, известный нетрадиционным подходом к лечению шизофрении, основатель течения «антипсихиатрия». Дэвид Купер – коллега и последователь Лэйнга. (Примеч. ред.)
24
Capital fix being man himself – главная проблема в самом человеке (англ.) (Примеч. ред.)
25
En marche – на марше, в действии (франц.). (Примеч. ред.)
26
Ecriture automatique – автоматическое письмо (франц.). (Примеч. перев.)
27
Переход в другой логический род (греч.). (Примеч. перев.)
28
Этого касается классическая полемика Бруно Бауэра «Теологические бесстыдства» (1841), см.: Bauer B. Feldzuge der reinen Kritik / Hg. H. M. Sass. Frankfurt am Main, 1968.
29
Genitum, non factum – «рожден, не сотворен» – слова из Никео-Царе-градского символа веры. (Примеч. ред.)
30
То есть вначале формирует некие метафизические, чисто умозрительные представления вроде Бога, а затем начинает отрицать их. (Примеч. перев.)
31
То есть последовательно-прагматистская. (Примеч. перев.).
32
Предшественник этого учения был уже в греческой софистике: Критий.
33
Мадам Sans-Gene, то есть дама без предрассудков. (Примеч. ред.)
34
Скрытая ссылка на работу З. Фрейда «Будущность одной иллюзии» (1927). (Примеч. перев.)
35
Расширение кантовской критики всегда было связано с узостью его физикалистски ориентированного понятия опыта. Везде, где бы ни происходил выход за пределы кантовского учения, это осуществлялось под лозунгом обогащения понятия опыта, которое должно распространяться на исторические, культурные, символические, эмоциональные и рефлексивные феномены.
36
Метабазис – логическая ошибка, заключающаяся в подмене одного вопроса другим. (Примеч. перев.)
37
Книга П. Слотердайка впервые была издана на языке оригинала в 1983 году. (Примеч. ред.)
38
In nuce – здесь: в зародыше (лат.). (Примеч. ред.)
39
Конкордат (лат. concordatum – соглашение) – договор между Папой Римским, как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым престолом. (Примеч. ред.)
40
То, в каком отношении актуальный серьезный цинизм, оправдывающий гонку вооружений ради сохранения мира, может находиться к третьей мировой войне, будет в свое время сказано в пятом предварительном размышлении.
41
Скрытая ссылка на книгу национал-социалистического идеолога А. Ро-зенберга. (Примеч. перев.)
42
В главе, посвященной шестому кардинальному цинизму, я трактую Фрейда как протагониста кинической теории. Ср. также главу о третьем кардинальном цинизме.
43
Элленбергер Г. Ф. – автор книги «Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии». (Примеч. ред.)
44
Месмер Франц Антон (1734–1815) – австрийский врач, создатель учения о животном магнетизме («месмеризм»). По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию романтизма. (Примеч. ред.)
45
В оригинале игра слов: схватить и понять по-немецки выражаются одним и тем же глаголом fassen (ср. рус. иметь, по(н)имать, схватить в понятиях). (Примеч. перев.)
46
В психоаналитической литературе личные местоимения принято писать курсивом с прописной буквы. (Примеч. ред.)
47
Вуди Аллен (Аллен Стюарт Кенигсберг, 1935) – американский кинорежиссер, актер-комик, продюсер, трехкратный обладатель премии «Оскар». Известен также как писатель, автор многочисленных рассказов и пьес. Интеллектуал, знаток литературы и кинематографа, джазовый кларнетист. (Примеч. ред.)
48
Карл Краус (1874–1936) – австрийский писатель, поэт-сатирик, литературный и художественный критик, фельетонист, публицист, уникальная фигура немецкоязычной общественной и культурной жизни первой трети XX в. (Примеч. ред.)
49
Lettres de cachet – королевские указы о заточении или изгнании (франц.). (Примеч. ред.)
50
Петер Хандке (1942) – известный австрийский прозаик, драматург, поэт, сценарист. Знаковая фигура целого поколения, совершившего студенческую революцию 1968 года. (Примеч. ред.)
51
Это культурная стратегия всех неоконсерватизмов. Ср. в дополнение к этому в Историческом разделе главу «Фронт и ничто» и главу «Покойник без завещания», равно как и экскурс «Политическое лечение самовнушением».
52
После путча генерала Пиночета (сентябрь 1973 г.). (Примеч. перев.)
53
Драма ранних нарциссизмов была в конце концов впечатляюще описана Жаном Плюмьеном (Plumyene): Les nations romantiques. Histoire du nationalisme, t.1. Paris, 1979.
54
Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) (1763–1825) – знаменитый немецкий писатель, сентименталист и преромантик, автор сатирических сочинений, эстетик и публицист. (Примеч. ред.)
55
Эжен Потье (1816–1887) – французский поэт, один из организаторов Коммуны. Автор «Интернационала», ставшего международным гимном революционного рабочего класса. (Примеч. ред.)
56
Речь идет о Независимом самоуправляемом профсоюзе «Солидарность» – объединении профсоюзов, созданном в 1980 г. Лехом Валенсой на судоверфи имени Ленина в Гданьске, ставшем, по существу, массовым антикоммунистическим общественным движением, объединявшим в себе самые разные политические силы – от католических клерикалов до левацких группировок. (Примеч. ред.)
57
Можно изучить его развитие на примере инспирированного Штирнером «индивидуалистического» анархизма.
58
Тегеле – имение Гумбольдта, где якобы появлялись привидения. (Примеч. перев.)
59
Здесь и далее цитаты из «Фауста» в переводе Н. Холодковского. (Примеч. перев.)
60
«Напрасный труд – стремиться просветить человечество. Нужно довольствоваться тем, чтобы быть мудрым самому, если удастся, предоставив черни заблуждаться, и только следить за тем, чтобы удержать ее от преступлений, которые нарушают общественный порядок» (Фридрих II Прусский в письме Даламберу, 1770).
61
Если выражаться менее торжественно, то во власти великого раздрая и хаоса, амбивалентности фактического.
62
Наряду с ним я говорю об исторической компрометации марксистской альтернативы («Марксистская элегия») и об общем ухудшении социально-психологической атмосферы («Бесстыдное счастье»).
63
См. также статью: Jiraks P. Zukunft als Provinz // Frankfurter Hefte. 1978. N 4.
64
Все сойдет (англ.). Методологический принцип гносеологии, выдвинутый П. Фейерабендом и призывающий приветствовать любую идею, из какой бы сферы культуры она ни исходила. (Примеч. перев.)
65
Анри Бергсон (1859–1941) – один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни. Клагес Фридрих Конрад Эдуард Вильгельм Людвиг (1872–1956) – немецкий психолог и философ, сторонник идей Шопенгауэра и Ницше. Философия Клагеса была чрезвычайно популярна в Третьем рейхе, при этом затушевывались его ярко выраженные антимилитаристские взгляды. (Примеч. ред.).
66
Apres Sartre – после Сартра (франц.). (Примеч. ред.)
67
«Пустяки, не бери в голову: мы уродливы, но у нас есть музыка» (англ.). (Примеч. ред.)
68
Down to earth – падение до предела (англ.); far out – оторванность от жизни (англ.). (Примеч. ред.)
69
Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VI, 40. (Здесь и далее этот текст в переводе М. Л. Гаспарова. – Примеч. ред.)
70
Я обсуждаю Диогена, как и остальные кинические и цинические фигуры, не историко-критически, а с позиции актуальности. Актуализация создает возможность общей типизации кинических и цинических мотивов.
71
См. ниже портрет Диогена в «Паноптикуме циников». Я показываю там и социально-критическую, политическую сторону кинического импульса; она объясняет, почему кинизм «словно специально рожден» для потенциалов сегодняшнего социального сопротивления.
72
Hochkeppel W. Mit zinischem Lacheln. Uber die Hippies der Antike // «gehort gelesen». 1980. Dez. S. 89 ff.
73
Прежде всего в смягченной и приглушенной форме, переданной через стоиков.
74
Ср. главу «К логике репрезентации. Самопредставление как единство опубликования и превращения во всеобщее достояние» в моей книге: Literatur und Lebenserfahrung. Autobiographien der 20er Jahre. Munchen, 1978. S. 305 ff.
75
Zona torrida – наиболее жаркая зона Земли (между Северным и Южным тропиками). (Примеч. перев.)
76
Элизиум – загробный мир в греческой мифологии. (Примеч. перев.)
77
Сondition humaine – здесь: человеческие условия (франц.). (Примеч. ред.)
78
High life – светская жизнь (англ). (Примеч. ред.)
79
Ср. прекрасную книгу: Heinrich K. Versuch iiber die Schwierigkeit Nein zu sagen. Хайнрих пишет также и о взрывчатой силе античного кинизма: Heinrich K. Parmenides und Jona. Frankfurt am Main, 1966.
80
Я пока оставляю в стороне психологию цинизма, чтобы сначала дать его развернутую социально-философскую картину. Субъективный цинизм и его психодинамика рассматриваются в нескольких главах «Веймарского симптома».
81
Юрген Хабермас (р. 1929) – немецкий философ и социолог.
82
Имеется в виду XIX век. (Примеч. ред.)
83
Якоб Буркхардт (1818–1897) – швейцарский историк культуры. (Примеч. ред.)
84
Пьетро Аретино (1492–1556) – писатель, видный представитель итальянского Ренессанса. (Примеч. ред.)
85
Везер – река в Германии. Римлянам была известна как Визургис. Вверх по течению из устья Рейна шел один из торговых маршрутов внутрь Германии. (Примеч. ред.)
86
Арлекины, гансвурсты, касперли – персонажи народного театра кукол. (Примеч. перев.)