Крестоносцы. Первая полная энциклопедия - стр. 1
© Шпаковский В.О., 2018
© ООО «Издательство «Яуза», 2018
© ООО «Издательство «Эксмо», 2018
«Молящийся крестоносец» – миниатюра из «Винчестерской псалтыри». Вторая четверть XIII в. Показан в типичном для своего времени защитном вооружении: кольчужном хауберге с капюшоном и кольчужных чулках до колен. Ниже колен на нем надеты так называемые «мониста» – полосы из кожи, прикрывающие ноги только спереди, на которых плотно друг к другу при помощи заклепок закреплялись маленькие металлические диски размером с монету, – довольно нетипичное средство защиты для того времени. Возможно также, что крест на плече имеет под собой жесткую основу, ну, скажем, наплечник кирасы из кожи, которую прикрывает сюрко (Британская библиотека, Лондон)
Предисловие
Что мы знаем о крестоносцах? При слове «крестоносец» перед мысленным взором возникает рыцарь в латах на коне, со щитом и мечом и в белой накидке с изображением креста. Такими мы видим крестоносцев в многочисленных фильмах, такими предстают они перед нами на страницах романов. Но фильмы и романы, даже лучшие, – это не настоящая история. Вернее, скажем так: это история, увиденная и преображенная сознанием художника – писателя или кинорежиссера. Чтобы получить более объективное представление о прошлом, нужно обращаться не к фильмам, а к историческим документам и историческим исследованиям.
На страницах этой книги о крестоносцах и Крестовых походах все будет именно так и рассказано: по возможности без художественных прикрас (хотя обойтись без них полностью вряд ли удастся, даже более того – здесь будет целая «Книга в книге» с отрывками из наиболее интересных художественных произведений о крестоносцах!) и с точностью, основанной на изученных документах, а не на фантазиях и разного рода псевдоисторических домыслах.
Главное ее достоинство состоит в том, что в основе ее почти полностью лежит англоязычная современная историческая литература самых известных медиевистов Британии, Швеции и Франции, пишущих на английском языке. Эпиграфами к главам служат отрывки из Библии, по духу являющиеся наиболее близкими «крестоносной» теме, стихи трубадуров, которые в большинстве своем в то время и сами были крестоносцами, и сражались за веру копьем и мечом, и русских классиков, а иногда и высказывания ученых – все, что больше всего соответствует содержанию главы. Ну и, конечно, используя имеющиеся в своем распоряжении письменные свидетельства, мы постараемся по возможности полно представить, кто же были эти люди на самом деле и зачем они с благословения католической церкви украшали свою одежду и оружие изображением креста…
Глава 1
Магическая сила креста
«Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!»
(Числа, 10:35)
Мы восхваляем наши имена,Но станет явной скудость суесловий,Когда поднять свой крест на раменаМы в эти дни не будем наготове.За нас Христос, исполненный любови,Погиб в земле, что туркам отдана.Зальем поля потоком вражьей крови,Иль наша честь навек посрамлена!Конан де Бетюн. Перевод Е. Васильевой
В представлении наших предков крест обладал безусловной магической силой, иначе бы его не изображали на различных предметах и не использовали в качестве украшений. К сожалению, далеко не всегда мы можем понять психологию древних, а также то, о чем они думали, используя этот символ, к примеру, в качестве того же амулета. И опять-таки, насколько крепка была их вера в силу креста, а магия его была для них убедительна? Доказать это действительно очень трудно, но попытаться, опираясь на данные археологии, все-таки можно! Причем рассказ о магической силе креста в сознании человека минувших эпох придется начать… с рассказа о кладе!
И это должно быть особенно интересно, потому что каждому человеку хотя бы раз в жизни мечталось найти клад. Мечтал об этом марктвеновский Том Сойер, и по воле автора он его нашел. Фермер из Британии Терри Герберт также мечтал об этом, вот только искал он свой клад не в домах, «где нечисто», и не в таинственных подземельях, а по окрестным полям и пустошам, причем целых 18 лет. И тоже нашел… потрясающий воображение клад старинных золотых и серебряных вещей на возделанном поле у своего фермера-соседа – 67-летнего Фреда Джонсона, живущего в местечке Браунхилл в графстве Западный Мидленд.