Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы - стр. 35
Иллюстрации Дэна Роэма
Когда вы обедаете вместе, Дэн все время рисует на скатерти. После этого сложно не начать чувствовать себя свободнее, общаясь при помощи визуализации. Дэн оригинальным образом показывает, как можно пользоваться начальными навыками, которые уже у вас есть, изображать что-то.
Большинство принимает как должное, что если мы учимся кататься на лыжах, падения неизбежны, и при этом другие лыжники на склоне обязательно увидят нас с лицом в снегу. Но когда дело касается творческой работы, мы замираем. И это происходит не только с новичками. Перфекционизм может быть столь же разрушителен для людей, которые хорошо рисуют, как и для тех, кто совсем не умеет рисовать.
Недавно мы разговаривали с двумя работниками IDEO с непохожими историями, но одинаковым страхом перед доской на конференциях. Первый был практикантом в сфере промышленного дизайна с изысканными навыками рисования – он учился в Колледже дизайна в Пасадене. Второй – бизнес-дизайнер с гарвардской МБА и блестящим аналитическим складом ума, совсем не считавший себя творческой личностью. Бизнес-парень не хотел выглядеть глупо, пытаясь визуально представить идею на доске, а умелый художник не хотел, чтобы его судили по наброску, который он рисовал за 30 секунд перед нетерпеливыми зрителями. Один был скован скромностью, другой – перфекционизмом, но результат оказался одинаковым: каждый предпочитал отсидеться на стуле, не рискнув услышать критику сотоварищей.
Другими словами, с обеих сторон «кривой распределения умений» имеются барьеры. В результате хорошие идеи не озвучиваются, талант остается нераскрытым, а решения не найденными. Мы все можем получить выгоду от импульса творческой уверенности. «Нетворческих» людей нужно подбадривать (и можно дать им один-два урока рисования), чтобы те могли выражать свои идеи при помощи набросков, которые могут сказать больше, чем слова. А творческие натуры надо поощрять, чтобы их перфекционизм отступил и они могли бы спокойно рисовать простые линии, таким образом донося суть своей мысли. Всем нужна культура поддержки, в которой важно качество не набросков, а идей.
Где бы вы ни находились на «кривой творческих умений», половина дела – сопротивляться самоосуждению. Если вы можете просто встать и взять фломастер, вы уже прошли половину пути. Делайте маленькие шаги, как делали их люди с фобиями под руководством Бандуры. Подойдите к доске в пустой комнате и изобразите свои идеи. Потом нарисуйте их снова. Мы уверены, вас удивит то, как эффективен даже простой рисунок концепции, и как здорово – ощущать продвижение собственных идей.