Размер шрифта
-
+

Краткий курс истории философии - стр. 1

Утверждено редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского института искусств и реставрации

Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой философии и культурологии

Рецензенты: И.Ф. Кефели, доктор философских наук, профессор Балтийского государственного университета им. Д,Ф. Устинова.


© Борзова Е. П., 2017

© Чистяков А. Н., 2017

Введение

1.1. Философия и история философии

История философии раскрывает перед студентами процесс формирования теоретического мышления человечества. Теоретическое мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, – это исторический продукт, принимающий в различные времена разные формы и вместе с тем очень различное содержание. Смена одной формы философско-теоретического мышления другой объясняется развитием мышления.

Определение философии можно сформулировать таким образом: философия это мировоззренческая наука, изучающая всеобщие законы развития целостного объективного мира, природы, общества и мышления в нем. В этом определении уже встречаются термины-категории, которые имеют определенный философский смысл и складываются в истории формирования этой науки: мировоззрение, всеобщее, развитие, мышление… Поэтому первая трудность, с которой сталкивается студент, приступая к изучению философии, заключается в том, чтобы понять, что такое философия. Сложность этой проблемы состоит в том, что с самого начала мы хотим понять то, что раскроется в качестве ясного полного знания лишь в конце сложного пути осознания предмета. Результат процесса познания, то есть понятия, не может быть дан сразу, до него нужно поднять собственное мышление, преодолеть тернистый путь вверх, ведущий к конечной цели. Только там, наверху, перед нами откроется широкий и прекрасный обзор целостного мирового пространства.

Первое же условие для начинающего изучать философию состоит в понимании того, что, не поднявшись, невозможно спуститься. Путь наверх – это и есть история философии, которая прячет внутри своего исторического разнообразия логическую тропинку вверх, в направлении к современности. Эту внутреннюю, скрытую от внешнего взгляда логику может указать только «проводник», уже знающий ее направление и сложности. Без знания этого логического пути история философии, как и история любой другой науки, останется нагромождением интересных фактов, чуждых категорий и специфических терминов. Внутренняя связь систем философии скрывается в самой истории философии, а единая истина, к которой мы стремимся, проявляется в самом разнообразии ее выражения.

Что же такое истина, свое духовное устремление к которой направляют и естественная наука, и религия, и философия? Что такое человеческий дух и всеобщий разум, душа и Бог, видимый и невидимый мир? На эти вопросы мы должны ответить в процессе изучения истории философии.

1.2. Философия и религия

Философия и религия по своему предмету изучения похожи, фактически имеют одни и те же вопросы для размышления, различны лишь средства и формы их постижения. Исторически они также связаны, а в процессе возникновения философия формировалась в рамках религии. Они начинались и начинаются там, где человек задумывается над соотношением своей личности и всеобщего мира, своего «я» и Вселенной, жизни и смерти, тела и души. Эти соотношения включаются в одно, всеобщее для них отношение духовного и материального мира и оно есть та высшая истина, узнать которую пытается духовно устремленный человек. В религии есть определенные догматы, оспаривать и нарушать которые невозможно, поэтому есть очерченные ими границы человеческого мышления, за которые нельзя заходить в размышлениях о мире и Боге. Кроме того, священным является понятие веры. Вера в Бога всегда непосредственна и, по сути, она должна быть, это не оспаривается, она должна быть условием и основой для любой религии.

1.3. Философия и естествознание

Философия нацелена на изучение мира в его целостности и всеобщей взаимосвязи, и именно этим отличается от естествознания и технических наук, безусловно, необходимых, но вырывающих как правило, отдельную область и элементы из всеобщего природного единства. Философия – это такая наука, которая говорит нам о единстве всей природы, о единстве природы и человека, о том, что невидимый атом и твердое тело, растение и животное, ядро и человек – все это связано тесными узами единого родства, что нет разграничения между органическим и неорганическим миром, что всюду царит единый закон, перед которым равны все явления этого мира, на какой бы ступени развития они не находились. Мир независимо от нас существует как единое целое и он может быть разделен только искусственно. В науках о природе для изучения частных законов выделяется только одна из многих областей целостного мира: физическая, механическая, химическая и т. д. Философия, в отличие от частных наук, является той, которая ставит своей целью не расчленять природу, а рассматривать мир в его естественном целостном состоянии и видеть в нем внутреннюю взаимосвязь целого, изучать законы, которые относятся ко всему миру, а не к его отдельной части. Философия – это такая наука, которая сквозь неясность будущего видит путь человечества, наука, которая разрушает рамки времени и пространства и вносит дух и разум человека в лоно изучения Вселенной, мировой жизни. Человеческая мудрость, коей является философия (дословно «философия» переводится с греческого языка как "любовь к мудрости"), во всех мудрствованиях своих учителей видит те же самые идеи, выраженные лишь в разных формах, наиболее доступных пониманию людей, стоящих на той или иной ступени эволюции. Итак, предметом философии является всеобщий мир, мир как взаимосвязанное целое, включая природу, человека и человечество. Целью же является постижение истины, которое и есть основной вопрос философии и представляет собой тайну соотношения духовного и материального, мышления и бытия, души и тела, жизни и смерти… Составляющие этого соотношения можно продолжить, само оно – отношение как связь – останется в них одним и тем же. Оно и есть истина или всеобщее мышление (размышление).

Страница 1