Краткие либретто опер Верди - стр. 36
Такова в нескольких словах история героини Шиллера, не только, конечно, про Жанну написано множество книг, но именно шиллеровская драма легла в основу либретто оперы Верди.
Скажем сразу, либретто оперы крайне неудачно. Сама драма Шиллера не лишена изъянов, и однако создается впечатление, что либреттист позаимствовал все ее недостатки, опустив достоинства.
У Шиллера выведено два враждующих лагеря, французы и британцы, семья Жанны, из которой в оперу попал только отец, из эпизодического персонажа ставший одним из главных героев (которых у Солеры всего три, конечно, в пьесе, как всегда у Шиллера, персонажей слишком много, но в опере их чересчур мало). Важную роль у Шиллера играет возлюбленная дофина, а затем короля Карла Агнесса Сорель, в некотором роде антипод Жанны, она – истая женщина, живущая лишь любовью, в то время, как Жанна отрекается от чувственного мира во имя божественного, отвергая не только влюбленных в нее французских рыцарей, но и британца, один взгляд которого порождает в ней преступную в ее понимании страсть. Из либретто все эти мужчины убраны, как и Агнесса, вместо того героем-любовником заделался сам Карл.
Главный недостаток шиллеровского толкования истории Жанны это финал, в котором героиня гибнет, одержав очередную победу, получив смертельную рану на поле боя, она умирает на руках друзей, в том числе короля Карла, что не соответствует истине, и хотя за литературой признается право на искажение реальных фактов во имя художественности, в данном случае, этот сказочный поворот неудачен и неуместен. Но, увы, перенесен в оперу. В итоге драма Жанны превращается всего лишь в полемику фанатичного папаши, воображающего, что его дочь продала душу силам ада с…, даже не с Жанной или кем-то другим, а с самим собой.
И вот как развивается действие.
Пролог
Деревня Домреми. Селяне и приближенные французского короля обсуждают положение дел: Орлеан пока держится, но ему грозит голод, что будет с государством, которое разоряют орды варваров, словом, Боже, спаси Францию.
Входит Карло, он удручен, кровопролитие кажется ему бесконечным и бесцельным, он решился, велит сообщить орлеанцам, чтобы они сложили оружие, а сам он оставит трон, пусть его корону забирают англичане. И тут же переходит ко сну, который видел – будто ему явилась Пресвятая Дева и повелела оставить меч и шлем у ног ее статуи в лесу. Селяне сообщают ему, что такая существует, и король решает отправиться в лес и выполнить приказание, напрасно присутствующие пытаются отговорить его, рисуя страшные картины, дескать, лес это особенный, когда на небо выходит луна, там поднимается буря, гремит гром и сверкают молнии и властвуют духи ада. Но Карла не напугать, он велит всем остаться, где они есть, и один отправляется в лес.