Размер шрифта
-
+

Краткие либретто опер Верди - стр. 25

Битва кончается победой крестоносцев и взятием Иерусалима. Кто же был тот рыцарь, который первым поднял знамя победителей над захваченным городом? Выясняется, что это Гастон. На него чуть очередной раз не обрушивается несправедливый гнев рыцарей, но тут вносят умирающего, это Руджеро, перед смертью он признается, кто он такой, и кается в совершенном преступлении. Брат прощает его, и, умирая, он может вместе с другими взглянуть на освобожденный Иерусалим.

Между прочим, Гийом Тирский, описывая взятие Иерусалима, называет имя Гастона Беарнского среди первых пяти рыцарей, ворвавшихся в город (первый в его списке все-таки Готфрид Бульонский).

Конечно, либретто «Иерусалима» более продумано, литературно и психологично, пусть тут крестовый поход окончательно превращается в фон для злоключений главного героя, но история безвинно преследуемого человека куда более интересна, чем спасение души влюбленного мусульманина, и, конечно, сюжет более логичен и прям, в отличие от несколько суматошных похождений персонажей «Ломбардцев».

Трудно сказать, почему, но «Ломбардцы», в которых герой-любовник умирает, и героиня остается одна переживать свое горе, оставляют впечатление светлое и оптимистичное, а от «Иерусалима», в котором герой оправдан, жив и, наверно, будет счастлив, остается тягостный осадок. Возможно, в нем слишком очевидны человеческая несправедливость, неумение отличать добро от зла, нежелание слушать и понимать.

«Ломбардцы» ставятся довольно редко, в основном, в Италии. В продаже есть лишь одна видеозапись, это спектакль «Ла Скала» 1986 года. Прекрасный оркестр и несравненный хор театра компенсируют шероховатости исполнения солистов. Однако, в интернете в последнее время появилось немало новых записей этой красивой, мелодичной оперы. Можем рекомендовать, например, спектакль дирижера Пьер Джорджо Моранди из неаполитанского «Сан-Карло» (2008), с уже упомянутым тенором, Фабио Сартори (Оронте) и выразительным Руджеро Раймонди в роли Пагано. Джизельду в этом спектакле поет Димитра Теодоссию, с её участием есть еще две записи, одна 1999 года из Сантяго-ди-Чили, там ее партнерами выступают Деннис О`Нил (Оронте) и Карло Коломбара (Пагано); другая запись из Пармы (2009), здесь Оронте поет Франческо Мели и Пагано Микеле Пертузи (дирижер Даниеле Каллегари).

«Иерусалим» ставится чаще, можно найти не одну запись, но хочется выделить замечательный спектакль Пармского театра «Реджо» 1986 года, где редкостный состав исполнителей, будь то Чезаре Сьепи (Руджеро), или Вериано Лукетти (Гастон), хороша, как нигде, там и Катя Ричарелли (Елена), и вообще на высоте все, даже исполнители самых маленьких партий; дирижер Донато Ренцетти. Не очень давно появилась в интернете еще один спектакль с Вериано Лукетти, из Парижской оперы, ее партнершей в роли Елены выступает Чечилия Газдиа, неудивительно, что эта запись стала одной из наших любимых, мы очень ценим обоих певцов.

Страница 25