Кожа в психоанализе - стр. 27
Склонность к постоянным раздумьям тесно связана со стремлением к доминированию, контролю и к садистическому овладению объектом. Мы можем отчетливо видеть это в разрушительности, которую некоторые дети реализуют со своими игрушками и которая начинается как стремление изучить и взять под контроль их функционирование, их составные части и т. д. Стремление контролировать и садистически овладевать является типичным для обсессивного невроза и тесно соприкасается с влечением к прикосновению, как мы видели раньше.
Резюме: оси влечения к прикосновению
• Кожа может быть либо источником, либо объектом влечения.
• Влечения, тесно связанные с кожей как источником, – это влечение к прикосновению, влечение к овладению или сдерживанию инстинкта, побуждение к контакту с другим человеком или «контректационное»[3] влечение. (Хотя они описываются как отдельные, их можно рассматривать как разные способы описания одного и того же.)
• Влечениями, тесно связанными с кожей как объектом, являются разглядывание и садистическое влечение. Кожа как объект влечения может играть основополагающую роль, особенно при аутоэротизме, эксгибиционизме и мазохизме.
• Мы можем обнаружить взаимосвязь между влечениями, способными замещать друг друга или определенным образом ассоциироваться друг с другом. Это та самая взаимосвязь, которая возникает между визуальным и тактильным контактом (влечение к разглядыванию и влечение к прикосновению).
• Сексуальное возбуждение связано с ощущением зуда, вызванным извне или «центрально».
• Как и все влечения, влечение к прикосновению имеет свои преграды, из которых наиболее значимой является отвращение.
• Есть неврозы, которые вызываются, в частности, преобладанием влечения к прикосновению: неврозы, при которых на переднем плане стоит склонность к постоянным раздумьям.
Контакт как основная идея. Контакт и заражение
Контакт и заражение могут исследоваться в соответствии с идеями Фрейда, изложенными в «Проекте научной психологии», «Тотем и табу», а также в его размышлениях об обсессивном неврозе, пронизывающими все его работы. И хотя, с одной стороны, «Проект научной психологии» полезно рассматривать (чтобы проследить становление идей контакта, контактного барьера и активатора) как некую нейрональную метафору того, что происходит с психическими репрезентациями, с другой стороны, выводы из «Тотема и табу» дают нам социальную или мифологическую метафору того же объекта исследования. Идея контакта – это тот главный узел или стержень, поиск которого направляет движение нашей мысли в обеих областях.