Размер шрифта
-
+

Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика - стр. 20

в процессе наблюдения, рефлексии и саморефлексии практической деятельности. Стоит прежде всего упомянуть кроме Тимоти Голви еще и Майлза Дауни, заложившего основы именно рефлексивного практического подхода, позволяющего обнаружить во время диалога внутренние противоречия в процессе движения к цели и опираться на внутренний потенциал клиента.

Тимоти Голви выделяет три уровня диалога: внутренний диалог, непосредственный рабочий и культурный диалог [2].

Голви отмечает, что в коучинге внешний диалог важно вести в манере, отличающейся от той, которую ведет во внутреннем диалоге Я 1 (чрезмерный контроль, сомнение, манипулирование), а исходить из веры в Я 2. Именно тогда происходит актуализация внутреннего потенциала и повышение его эффективности, и часто изменения проявляются внезапно и скачкообразно. На эти процессы оказывают большое влияние и культурные диалоги, часто невидимые людям, но именно они «имеют огромное влияние на то, как работающие общаются друг с другом, и, следовательно, на их внутреннюю среду, часто оказывая давление и провоцируя конфликты, которые воспринимаются как «нормальная» рабочая обстановка» [2].

Таким образом, диалог – это не рационально-рассудочный обмен «мнениями», а пространство смыслов и суждений, существующее одновременно и в рациональном, и символическом измерении, и на трех уровнях коммуникации – внутренней, внешней и культурной. Именно такое понимание диалога позволяет дать коучингу качественное философское основание для его методологии.

Заключение

Мамардашвили однажды сказал: «Когда позже, через две тысячи лет, мы встречаемся с текстом, он оказывается не элементом книжной учености, а конструкцией, проникнув в которую мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся и которые возникли в людях посредством него [4].

Текст сократовских диалогов, переживший тысячелетия, действительно не «элемент книжной учености», он помогает оживить и метафорически прочувствовать те универсальные основы познавательной деятельности, которые есть в коучинге как деятельности, помогающей человеку в самореализации, раскрытии его творческого потенциала и решении практических жизненных задач.

Сравнительный символический анализ учения Сократа и основных положений коучинга дает основание сделать заключение, что коучинг как вид деятельности и способ познания имеет свои глубокие философские корни, отражающие проявление устойчивых универсальных законов, на которые опирается процесс познавательной деятельности. Прояснение этих универсальных оснований может служить базой для создания научной методологии коучинга.

Страница 20