Размер шрифта
-
+

Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика - стр. 2

Тимоти Голви, которая является методологической основой практической деятельности коуча.

Сами глубинные философские основы, универсальные законы, которые описывают феномен коучинга, еще недостаточно изучены. Философия Сократа – один из источников, в котором просматривается много параллелей с коучинговым процессом, и их стоит рассмотреть глубже. Важно изучить эти параллели для уточнения базовых методологических основ коучинга и уточнения формулировки определения коучинга.

1. Базовые предпосылки коучинга

Если начать с прояснения базовых понятий, то методология буквально означает учение о способах, путях познания и исследования чего-либо, и, по сути, в самом своем простом представлении это способ достижения цели в соответствии с психологической схемой деятельности: «цель – мотив – способ – результат», и если говорить еще проще, то «методология – это учение об организации деятельности» [7].

Логично предположить, что изначально методология в истории развития человечества касалась практичных вещей, а размышления о мотивах и способах достижения цели возникли позже. Постепенно по мере развития человеческого сознания происходила дифференциация самих размышлений о мотивах и способах достижения цели и выборах подходящего варианта, и отдельно формировалась методология самих практических инструментов достижения желаемого результата.

Таким образом, больше и больше происходило разделение методологии на теоретическую и практическую, при этом возникло и разделение того, кто и чем занимается. Например, в условиях классового общества цель задавалась представителям некоторых слоев общества как бы «извне», или «сверху»: например, люди умственного труда задавали цели, задачи и «метод», а «трудящиеся» осуществляли достижение поставленных задач и достижение результата в соответствии с «методом» [7].

В процессе развития больше внимания стало уделяться теоретическим обоснованиям и постепенно начала выделяться методология как интеллектуальная научная деятельность, произошел своеобразный разрыв в цепочке психологической схемы деятельности: дискурс «цель – мотив» становится областью в большей степени теоретических научных исследований, а «способ – результат» – фокусом внимания методологии практической деятельности.

В период античной философии теоретические размышления выделяются в самостоятельную область философствования, делая самого человека и вопросы нравственности главным центром внимания. Сократ совершает своеобразный поворот, поставив в центр теоретического познания не только вопросы этики и самого человека, способного самостоятельно «родить истину», но и показывает при этом роль и значение другого рядом, указав на особый род взаимодействия с «мудрецом», у которого нет ответа, но он обладает способностью сопровождать таким образом, что человек сам различает «ложное» и «истинное»:

Страница 2