Размер шрифта
-
+

Кот-Супервизор и сын его Пушок - стр. 30

. Тогда Вы сможете:

1) Различать свои Эго-состояния (Ре-В-Р) – и произвольно менять их по ситуации;

2) Осознавать трансакции (взаимодействие между Вашим Ре-В-Р и Ре-В-Р партнера);

3) Осознанно играть в определенные Игры – или не “играть” вовсе, поскольку “Самой совершенной формой отношений между людьми является свободная от игр близость”.


Итак, не пожалейте времени на Берна – окупится! А для затравки я сейчас опишу лишь одну из самых распространенных игр под названием “Если бы не ты!” (ЕНТ). Но прежде внесем ясность, что такое Игра. “Назовем игрой серию последовательных скрытых трансакций, результат которых можно четко установить и предвидеть” (Берн, конечно).

Почему “скрытых”? Потому что Игра всегда связана с хитростью (ложью, обманом, шантажом), в Игре всегда есть Выигрыш (иначе бы люди не играли), хотя “локальный” выигрыш часто имеет смысл проигрыша (в саморазрушительных Играх, например). Этим Игра отличается от Операции, которая тоже состоит из серии трансакций – но открытых, цель которых ясна участникам и осознанно принимается ими: все получают заранее обусловленный выигрыш. В Игре “выигрыш” обычно скрыт от участников.


В ЕНТ выигрыш – стабилизация супружеской жизни путем непрерывного обмена трансакциями Ре(1)Р(2)…Р(2)Ре(1)… и т.д. Пусть (1) подавляемая жена, а (2) муж-деспот. Муж, к примеру, не дает жене посещать театральный кружок: “Сиди дома! У тебя дети, хозяйство – какие еще кружки?” Жена: “Ты никогда мне не позволяешь ничего для души! Только работай – а у меня талант!” Казалось бы, в выигрыше муж, а на самом деле, прежде всего – жена: она смертельно боится публичных выступлений, и запрет мужа спасает ее самооценку: “Как бы я интересно и творчески жила, ЕСЛИ БЫ НЕ ТЫ!” Если мужу все это надоест и он, наконец, разрешит – игра закончится, жена выйдет на сцену и потерпит унизительное поражение.


Казалось бы, пустяк! Не смертельно. Но все зависит от контекста и особенностей играющих. Безобидное ЕНТ, наложенное на “загадочную русскую душу” может дать гремучую смесь. Хотите пример? Извольте, господа: “Неточка Незванова” Достоевского.


Еще совсем юным Котенком я прочел эту повесть. И благополучно забыл. Но вот теперь, когда речь зашла об играх, в голову настойчиво застучало:


“ – Это не я, Неточка, не я, – говорил он мне, указывая дрожащею рукою на труп. Слышишь, не я; я не виноват в этом. Помни, Неточка!”


Я перечитал – и поразился: все волновало по-прежнему, но все высветилось в совершенно новом, логичном свете. Странно: фантасмагорический, “больной” Достоевский, оказывается, живописал голую (извините за эпитет)

Страница 30