Костюм супергероя. Идентичность и маскировка в жизни и вымысле - стр. 13
Инаковость костюма Супермена проявляется и во внешнем виде, и в функциях: в историях о Супермене есть описания функциональных преимуществ «внеземного текстиля» (Weltzien 2005: 231). Криптонская ткань предстает столь же прочной, как и кожа Супермена (см.: «Экшен-комиксы», т. 2, № 7, май 2002; «Супермен: секрет происхождения», № 1, ноябрь 2009). Авторы позднейших супергеройских историй расширили понятие о необычном костюме, наделив его еще более причудливыми особенностями. Так, внеземной защитный костюм Зеленого Фонаря может быть вызван к существованию любым достойным человеком, надевшим инопланетное «кольцо силы» («Зеленый Фонарь», т. 4, № 30, 38), а черный симбиотический костюм, который носит Человек-паук в «Удивительном Человеке-пауке» (№ 252), – это инопланетный паразит, который может мимикрировать под одежду, человеческую или инопланетную.
Внеземная идентичность выражена эмблемой, которую Супермен носит на груди. Его изображения сообщают нам об идентичности прежде всего посредством открытой демонстрации герба – буквы «S», заключенной в пятиугольный щит, который один из авторов комикса, Джо Шустер, задумывал как «геральдическую эмблему» (см.: De Haven 2010: 64). Чаще всего Супермен изображается либо с руками на поясе и с выставленной вперед грудью, либо разрывающим на себе рубашку, из-под которой показывается костюм. Обе эти позы помещают в центр внимания знаменитую эмблему Супермена. Если не читать ее как инициал («S»), эмблема эта может интерпретироваться по-разному – как криптонский символ надежды (см. фильм «Человек из стали» (2013) Зака Снайдера) или, согласно более расхожей трактовке, как фамильный герб дома Элов (см. фильм «Супермен» (1978) Ричарда Доннера). В обоих случаях герб сообщает нам нечто о криптонской родословной Супермена. Питер Куган считает, что именно эта «S» отделяет Супермена и последующих супергероев от всех предыдущих героев бульварных комиксов, носящих костюмы, – таких, например, как Флэш Гордон (Coogan 2009: 79). Эмблема превращает костюм из простой маскировки в знак альтернативной идентичности. Демонстрируя свое криптонское наследие столь открыто – посредством этого символа, – Супермен решает не прибегать к анонимности маскировки, а оповещать о своей инопланетной идентичности. «Почти у каждого супергероя есть физический знак, схожим образом выражающий его характер» (Chabon 2008: 25), будь он человеческим, внеземным, мутантным или Другим.
Обычно меньшинства классифицируются как «другие» доминирующими группами (Staszak 2009); Супермен же сам берет на себя ответственность за свою инаковость, решая отразить ее в костюме. В сформулированном Стажаком определении инаковости Другой предстает как «обесцененный», «поддающийся дискриминации» и «определяемый своими неудачами». Таким образом, «другой» – это стигмат, постыдный ярлык для большинства. Возможно, супергерой, будучи маргиналом, или аутсайдером, действительно может быть стигматизирован таким способом, однако, взяв под контроль свою инаковость при помощи костюма, он объявляет, что гордится своей непохожестью. Как будет показано в главе 12, именно таков случай Людей Икс, отвечающих на общественное неприятие гордым заявлением о своих мутантных идентичностях посредством эмблемы с иксом.