Размер шрифта
-
+

Короткий метр. Сборник сценариев для учебных и курсовых игровых фильмов - стр. 1

© Рисунки Масленникова И.Ф.

© Масленников И.Ф.

© Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

* * *

Praktikum

Предлагаю читателям двадцать пять моих оригинальных упражнений – литературных сценариев короткометражных фильмов, которые можно использовать для создания учебных и курсовых студенческих работ или даже любительских фильмов. В них соблюдены основные принципы драматургии игрового кино:

1. Наличие ХАРАКТЕРОВ у основных персонажей.

2. Сюжетная ТАЙНА, которая должна держать внимание зрителя.

3. Лаконизм ДИАЛОГОВ.

4. Расчёт на зрительское СОУЧАСТИЕ, на его догадки и активный поиск смысла истории.

5. Точные нужные детали, подробности.

6. Доступность реализации, преобладание интерьеров, минимум простейших декораций.

7. Описание действия в НАСТОЯЩЕМ времени.

8. Доля ИРОНИИ как залог долголетия кинопроизведения.


Следует заметить также, что в отличие от полнометражных фильмов, в основе которых лежит ИСТОРИЯ (The Story), содержание короткометражки – СЛУЧАЙ, ПРОИСШЕСТВИЕ (The Event).

Вам остаётся только выбрать такой случай, написать РЕЖИССЁРСКИЙ сценарий будущего кинопроекта, снять и смонтировать его.

Хронометраж – 10–15 минут.

Игорь Масленников

Щи


В закусочной самообслуживания возле лотка, где лежат пирожные с фруктовым желе, стоит смуглый мальчик лет девяти. В тот момент, когда он уже приготовился, чтобы схватить лакомство и убежать, раздается старушечий голос:

– Мальчик…

Он испуганно оборачивается.

Невдалеке за столиком сидит перед обеденным подносом седая женщина, держит в руке блистер с таблетками.

– Мальчик, принеси, пожалуйста, стакан воды вон оттуда.

Он направляется к бойлеру, берет пластиковый стаканчик, нажав на рычаг, наливает воду, несет её старушке.

– Вода очень холодная, – предупреждает он.

– Спасибо, дорогой… Садись… – говорит старушка и принимает лекарство. – Ты хотел фруктовое пирожное?

Мальчик смотрит на поднос с обедом, стоящий перед старушкой, – салат, суп, компот.

– Я люблю щи, – говорит он.

Женщина роется в кошельке, достаёт две монеты.

– Как тебя зовут?

– Саша.

– Вот тебе, Саша, двадцать рублей. Пойди, купи щи… Старушка приступает к своему обеду, а смуглый мальчик идёт на раздачу, получает тарелку супа, берёт ломтик хлеба и ложку…

– Иди, иди сюда, – зовёт его женщина.

Мальчик садится к её столу и начинает есть.

– Вы богатая? – спрашивает он.

– Я пенсионерка.

Он с пониманием кивает и затем говорит после паузы:

– У меня брат тоже пенсионер.

– Он настолько тебя старше? – удивляется она.

– У него голова трясётся.

– Вот как!.. – сочувствует старушка. – И он такой же, как ты, тёмненький и курчавый?

– Да… И он… У нас мама белая.

– А папа? – задаёт странный вопрос женщина.

– Папа во Франции… Мама к нему ездит.

– А почему же он не с вами?

– Он говорит – ему здесь холодно.

– А тебе?

– Мне не холодно… Я же русский.

Афро-русский мальчик доедает щи и встаёт.

– Спасибо… Ну, я пойду?

– Ты в каком классе?

– Во втором.

– А кем хочешь стать?

– Поэтом!

– Поэтом? – удивляется в очередной раз старушка. – И ты пишешь стихи?

– Да.

– Ну, почитай.

Он принимает торжественную позу, собирается с мыслями, вспоминает.

– Зима… Крестьянин, торжествуя, – начинает декламировать мальчик, – на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь…

Высота


Стройная красивая девушка Кристина подходит к старому семиэтажному дому, убеждается в правильности номера – 9 и набирает на единственной облупленной входной двери «код доступа».

– Да-а-а…. – секунд через пять слышится весёлый мужской голос.

– Владик, я пришла…

– Умница!.. Иди на самый верх… Лифт не работает. Я пришлю за тобой Марусю.

Щёлкает автоматический замок, и Кристина оказывается в плохо освещённой «парадной», как говорили прежде. Лифт, действительно, не работает. Кристина делает несколько шагов по лестнице, и тут к ней подбегает сверху весёлая приветливая овчарка.

– Маруся, Марусечка… – радуется Кристина. И они вместе начинают путь наверх.

Они преодолевают семь этажей, до которых тянется сетка неработающего лифта. И тут обнаруживается, что в доме есть ещё восьмой этаж – то ли чердак, то ли мансарда. Короче, обитель художника Владика. Туда тянется последний лестничный марш без перил, не шире метра, нависший над чёрной пропастью лифтовой шахты.

Страница 1