Коранические истории
1
Хава (др. – евр. «дарующая жизнь») – библейская Ева.
2
В исламской традиции джинны – создания из «пламени бездымного» (Сура Ар-Рахман («Милостивый») – 55:15). Они существуют параллельно с людьми: рождаются, женятся, умирают; будут воскрешены в Судный день; среди них есть как верующие в Бога, так и неверующие.
3
Иблис – в исламской традиции одно из имён библейского Сатаны (дьявола). Его также называют Шайтаном.
4
Т. е. Шайтан.
5
Сарандиб – остров Цейлон на территории нынешней Шри-Ланки.
6
Арафат – гора в 20 км от города Мекки.
7
Кабил и Хабил – библейские Каин и Авель.
8
Иклима – известна также как Иклимия, или Каламна. См.: Лбу ал-Фазл Аллами. Акбар-наме. Гл. 14.
9
Шис – библейский Сиф.
10
Сура Ал-Бакара («Корова»] – 2:30–38.
11
Сура Ал-Маида («Трапеза»] – 5:27–31.
12
Нух – библейский Ной.
13
В давние времена жили на земле праведные люди Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср. После их смерти Иблис уговорил людей изготовить изваяния этих праведников с тем, чтобы, глядя на них, вспоминать о повиновении Богу Но когда несколько поколений сменили друг друга, Шайтан внушил людям, что это идолы, которым раньше поклонялись их предки, обращаясь через них к Богу
14
Сура Нух – 71:26–27.
15
До сих пор ведутся споры, куда в действительности причалил Ноев ковчег и одно ли и то же гора Джуди и современный Арарат. Джуди – в переводе с арабского означает «возвышенное место», «вершина». Ибн Хаукал, исламский автор X в., писал, что «Джуди – это гора неподалёку от Низибии. Рассказывают, что на вершине этой горы пристал ковчег Ноя». Низибия впервые упоминается в ассирийских источниках, относящихся к 901 г. до н. э. Низибия – арамейский город в провинции Мигдония, в Месопотамии, неподалёку от Персии. Возможно, это одна из вершин Эльбруса.
Согласно Иранике, до X в. армянская и арабская традиции считали местом высадки Ноя гору Джуди в Джезире, к юго-востоку от Сиирта (37°24 с. ш. 42°32 в. д.).
16
Сура Нух – 71:1–28.
17
Сура Ал-Фаджр («Заря») – 89:8.
18
Сура Худ – 11:50–60.
19
Табук – провинция на северо-западе современной Саудовской Аравии.
20
Сура Ан-Намл («Муравьи») – 27:45–46.
21
Ибрахим – библейский Авраам.
22
Ур – один из древнейших шумерских городов-государств, который был расположен на юге современного Телль-Мукайара в Ираке.
23
Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu – «вершина», в том числе «вершина горы») – многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
24
Мардук (аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), «Телёнок Уту»; либо МарДуку «Сын Дуку») – главный бог города Вавилона, упоминается в письменных источниках во время III династии Ура (22 век до н. э.). Подробнее см.: Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982. Т. 2. С. 110.
25
Намруд – библейский Нимрод.
26
Лут – библейский пророк Лот.
27
Шумеры – народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) в IV–III тысячелетиях до н. э.
28
Джибрил – библейский Гавриил.
29
Хаджар – библейская Агарь.
30
Копты – народность, проживающая преимущественно в Египте.
31
Садум – библейский Содом, город, расположенный в Сиддимской долине в Палестине.
32
Ал-Халил – современный город Хеврон.
33
Подробный рассказ о жизни Исмаила читайте в седьмой главе.
34
Хиджаз – историческая территория на западе Аравийского полуострова.
35
Подробный рассказ о пророке Луте читайте в следующей главе.
36
Исхак – библейский Исаак.
37
Ал-хаджр ал-Асвад (араб.) – Чёрный камень. По мусульманским преданиям, когда Адам был низвергнут из райской обители на землю, он долго путешествовал в надежде встретить свою жену Хаву Однажды он наткнулся на знакомый камень. Это был белый яхонт рая, камень, который находился в том месте райской обители, где Адам, будучи безгрешным существом, возносил молитвы Аллаху. Найдя тот самый камень на земле, Адам очень обрадовался и взял его с собой. Дойдя до места, где и сегодня находится главный мусульманский храм, Кааба, он положил его на землю и стал в этом месте молиться.
Затем Ибрахиму было велено Господом восстановить молитвенное место Адама, чтобы снова возносить хвалу Единому Богу. И архангел Джибрил указал Ибрахиму и Исмаилу на этот камень. Они установили его в углу возведённого храма.
Со временем райский камень, свидетель первой молитвы Богу, почернел от человеческих горестей (грехов) и стал называться людьми Чёрным камнем. – Подробно об этом см. Ал-Кулайни ар-Рази. Кафи: в 8 т. Тегеран: Дар ал-кутуб ал-исламийа, 1988. Т. 4. С. 223.
38
Сура Ал-Бакара («Корова») – 2:258.
39
Там же, айат 260.
40
Садум – древний город, предположительно находившийся в районе Мёртвого моря.