Конституционное право Российской Федерации. Учебник - стр. 56
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает полной невозможности вмешательства государства в дела личности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, но только в рамках, определенных Конституцией России (ч. 3 ст. 55). При этом:
• ограничение возможно только федеральным законом;
• ограничение возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Демократический характер Российской Федерации. В числе основополагающих признаков Российской Федерации, закрепленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 1), на первом месте указан демократический характер Российского государства. Содержание этого признака раскрывается ч. 1 ст. 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Таким образом, понятие демократии (от греческого «demokratia» = «demos» («народ») + «kratos» («власть»)) неразрывно связано с идеей народного суверенитета.
Народный суверенитет – это неограниченное всевластие народа, определяемое общей волей граждан государства, которое реализуется во всех сферах общественной жизни в определенных Конституцией и законами РФ формах.
Проблемы демократии, народного суверенитета актуальны со времен Древней Греции и Древнего Рима, где существовали зачатки гражданского общества. Так, еще Цицерон указывал, что государство есть «достояние народа», а народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
По мнению представителя философии права Нового времени Ж.-Ж. Руссо, власть государства, направляемая общей волей, представляет собой единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. Любопытно, что указанная идея в дальнейшем была востребована теорией и практикой конституционализма, хотя порой и служила оправданием самых реакционных политических режимов.
В марксистско-ленинской теории очевиден классовый подход к проблеме народного суверенитета, ибо под народом здесь подразумевалась совокупность трудящихся и эксплуатируемых классов. Отсюда социалистическая демократия противопоставлялась буржуазной, а диктатура пролетариата объявлялась едва ли не самой демократичной формой государства в мире.
Действующая Конституция России, указывая на принадлежность всей власти в Российской Федерации ее многонациональному народу, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.