Константин и наместница Ольга - стр. 1
Константин и наместница Ольга.
«Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»;
но это было уже в веках, бывших прежде нас».
Книга Екклесиаста, глава 1–10
Прошел год после беседы регентши Русов и патриарха Феофилакта. Базилевс Константин Багрянородный решил, что архонтисса достаточно наказана его невниманием. Феофилакт покинул земную юдоль, но и отец Полиевкт не обошел вниманием гостью. Она ознакомилась с жизнью города, видела работу равдухов и сборщиков налогов. Наблюдала за судебными разбирательствами в храме Святой Софьи. Присутствовала на литургиях и торжественных действах посвященных церковным праздникам. Вместе с остальными горожанами и гостями столицы наслаждалась игрой вертепов в святки. Посещала театры и школы столицы. Наблюдала триумфальные встречи победителей. Пора было завершить начатое.
После торжеств на ипподроме, по случаю побед над азиатским противником, архонтисса Русов была приглашена в Большой императорский дворец Константина, представлявший собой комплекс различных дворцов, зданий и построек, окруженных и соединенных между собой галереями, портиками, башнями и прочими сооружениями.
Торжественный прием проходил девятого сентября в триклине тронного дворца Магнавры. Величие империи подчеркивало строгое следование установленному церемониалу. «Царь царей», в представлении византийцев, – помазанник божий, и потому торжественный прием называли таинством.
Препозит дворца, как правило, член синклита, имел в своем распоряжении многочисленный штат дворцовых евнухов. Он строго следил и руководил соблюдением церемонии. Палатины, сопровождали каждого присутствующего и приглашенного, по ходу движения подсказывая участникам церемониала их роль. Что, кому и когда надлежало делать.
Препозит лично провел посольство регентши Ольги по дворцовым переходам и подвел к восьмиугольному зданию «золотой палаты» одного из самых великолепных зданий дворцового комплекса. За Ольгой следовала свита и вся киевская делегация.
Хрисотриклин>1. Магнавры украшали десятки колонн, облицованных полированным малахитом, поддерживали четыре громадных крыла сооружения. Их верхушки с завитыми ободками были самыми великолепными капителями, которые когда-либо видела Ольга. Стены были облицованы натуральным белым мрамором и темным гранитом. С западной и восточной сторон сверкала инкрустация из бледно-розового кварца и оранжево-красного сардоникса, повторяющая цвета восходящего на небо солнца.
Евнух-привратник у входа в зал приема, громко объявил имя вызываемого на аудиенцию: «Игемон и архонтисса Росов, Эльга!». После этого он отодвинул занавес, отделявший зал приема от вестибюля, в котором ожидали аудиенции. Первой вошла Ольга. За ней следовали – придворные дамы и наиболее видные из ее прислужниц. Они шли за регентшей по порядку, одна за другой. Остановилась Ольга у начала мраморных ступеней ведущих к трону, на месте, где логофет – глава ведомства почты и внешних сношений, обычно задает церемониальные вопросы.
За женщинами вошли мужчины: князья, бояре, послы, купцы и переводчики. Этих евнухи остановили позади, сразу за занавесью. Справа и слева вдоль стен стояли титулованные персоны Константинополя: магистры, проконсулы, патрикии, чиновники и остальные синклитики, согласно строгой иерархии. Позади них стояли должностные лица, получившие право участвовать в ритуальных церемониях. Они стояли разделенные на партии – димы, возглавляемые димархами. Прямо у подножья ступеней ведущих к трону стояли царские телохранители, напоминающие позолоченные статуи.
Сам Владыка вселенной восседал на троне Соломона, возвышаясь над всеми присутствующими. На ногах у него были красные сапоги. На спинку трона было наброшено овечье руно. В правой руке он держал скипетр. На голове его была шапка с золотой стеммой. Сбоку и ниже стояло царское кресло попроще. На нем сидел сын и соправитель базидевса, цезарь Роман. Ступени, ведущие к трону были покрыты красными персидскими коврами.
Огромное мраморное великолепие, высокие мощные колонны, поддерживающие купол притягивали взгляд. Сияющий свет, струился через разноцветные стекла витражей. Пол, стены, потолки – все было украшено мозаикой и лепниной. Обилие золота и серебра сверкало на белоснеж¬ном мраморе. Циклопическое сооружение в то же время казалось воздушным, невесомым, и вовсе не людских рук делом. Пришедшие на аудиенцию, ощущали себя незаметными букашками в огромном великолепии, перед лицом наместника Бога на земле. Лучи солнца, проникающие сквозь окна под куполом, освещали, сидящего на троне, образуя вокруг него сияющий нимб. Стоящие на уровне пола посетители при этом находились в полутени. Они взирали на сияющего басилевса, как на Солнце, разгоняющее земной Мрак.