Консерватизм и развитие. Основы общественного согласия - стр. 5
, ведущий специалист ЦПТ, кандидат исторических наук – Франция; А. Г. Ивахник, руководитель департамента ЦПТ, кандидат исторических наук – Великобритания.
Авторский коллектив выражает благодарность президенту Центра политических технологий И. М. Бунину и декану факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» А. Ю. Мельвилю за их советы и суждения, без которых эта книга вряд ли стала бы возможной. Мы признательны всем российским и зарубежным экспертам, которые уделили нам время и поделились своими опытом и знаниями.
Мы также благодарим за разностороннюю помощь и участие в работе над проектом сотрудников Центра политических технологий А. Л. Бардина, Л. Г. Васильеву, Р. В. Ларионова, В. Б. Макаренко, Т. А. Становую, Д. М. Хенкину.
Глава 1
Консерватизм на Западе: основные тенденции современного развития
Консерватизм как политическое течение: непременные ценности и неизбежные перемены
Многообразие понятий консерватизма
Описание и анализ консерватизма представляется сложной исследовательской проблемой[1], поскольку отсутствуют и основательно разработанная и достаточно обоснованная теория консерватизма, и само понятие «консерватизм», пригодное для характеристики как явления в целом, так и его разнообразных типов и вариантов. Это приводит к значительному разбросу концепций и суждений (Рахшмир, 1986, с. 7; Рахшмир, 1989, с. 200–201; Гарбузов, 1995, с. 33–59; там же, с. 60–68; Гарбузов, 1997, с. 136–162). Под консерватизмом могут пониматься и политическое течение, и форма идеологии, и образ мышления, и умонастроение, и стиль поведения, ориентированные на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, противоречащие резкому обновлению и радикальным новациям (Политология. Энциклопедический словарь, 1993, с. 139–141). Такое определение подразумевает, что «для каждой социально-культурной и политико-экономической традиции объектом сохранения оказываются совершенно различные, а зачастую противоположные и враждующие комплексы идей, ценностей, идеалов» (Пияшева, 1988, c. 78). Именно поэтому на протяжении десятилетий «консервативными» назывались самые несхожие идеологические и политические течения.
Общепризнанным «пророком консерватизма» считается английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Бёрк (1729–1797). В 1790 г. вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулированы главные принципы консерватизма (Бёрк, 1993). Выступая противником идей европейского Просвещения и Французской революции, Бёрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Стабильность, равновесие, постепенное обновление – вот принципы, которым, по мнению философа, должно следовать общество.