Конфуций - стр. 29
Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения
И еще. Никто не спорит, что родителей надо почитать при жизни и помнить после их ухода из жизни. Но бездельничать целых три года – это, наверное, все-таки слишком.
Ладно, Конфуций, который мог занять все это время учением, а что было делать тем людям, которых принято относить к категории простых.
А теперь представьте себе крестьянскую семью, в которой два сына после смерти кого-либо из родителей не работают три года, но все эти три года едят.
Да любая семья разорится при таких обычаях. И, думается, в том, что люди стали постепенно отходить от столь тяжелых для любой семьи традиций, было не столько падение нравов, сколько жизненным требованием.
И не лучше ли поминать родителей хорошей работой, а не оплакиванием и безделием?
А что говорить о правителе, который три года не принимал участие в управлении страной?
Но поскольку все эти три года Конфуций ел и пил, то, надо плагать, ему помогал кто-то из зажиточных людей.
Вполне возможно, что это был какой-нибудь средней руки царедворец.
Но как бы там ни было, Конфуций все три года продолжал упорно учиться и размышлять над прочитаным.
Конфуций предался изучению священных книг древности и постановлений великих и мудрых древних правителей, в уста которых он впоследствии и стал вкладывать высказываемые им высокие нравственные идеи.
Он ставил мудрых правителей древности в образец совершенных людей, как примеры нравственного совершенства и наилучшего управления.
По этим примерам и образцам он и решился действовать неуклонно во всю свою жизнь.
Кроме изучения древних книг и законов, Конфуций за это время прилежно занимался усовершенствованием себя в так называемых шести свободных художествах, без знания которых человек, по мнению китайцев, не может считаться образованным.
Это, как мы уже говорили выше, музыка, духовные и гражданские обряды, математика, каллиграфия, искусство биться на всяком оружии и управлять колесницей.
Во времена траура с Конфуцием произошел весьма интересный эпизод.
Глава самого могущественного из трех семейств царства Лу клана Цзи устроил большой пир для служилых людей.
Конфуция не было в числе приглашенных, тем не менее, он одним из первых явился в дом князя.
Однако привратник не пустил его.
– На пир, – сказал он, – приглашены служилые люди, а тебя никто не звал!
Обиженный Конфуций даже не нашел, что ответить слуге.
Особенно обидно ему было от того, что в глубине души он уже видел себя советником дома, в котором знали его отца.