Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций - стр. 40
В результате предложенного понимания внутренней структуры системного характера конфликта можно сделать некоторые выводы.
• В литературе по анализу конфликтов нет единой точки зрения на определение понятия «конфликт». Определения конфликта, господствующие в современной отечественной литературе, не рассматривают конфликт как негативный способ взаимодействия, в результате которого осуществляется отрицание положения индивида в объединении или сфере жизни, и утверждение этого положения одновременно. Конфликт рассматривается в основном через призму субъективности и потому все устремления исследователей направлены на то, чтобы доказать, что конфликт есть состояние психики, сознания, неадекватное современным демократическим требованиям поведение эгоистического индивида, т. е. доказать, что конфликт возникает в сознании индивида и выражается в его поступках, направленных на удовлетворение корыстной потребности и может быть разрешен толерантной прививкой, непротивлением злу насилием, благотворительностью, регулируемой конкуренцией, социальной политикой, диалогом, переговорами и, наконец медиацией, этим модным и ставшим законным посредничеством, этой наивысшей панацеей от конфликтов. Однако как только бедные начинают заявлять о своих правах, как только в Лондоне, Манчестере и Ливерпуле начинается революция бедных пригородов против богатого центра, терпимость и демократия правительства прекращается. Терпимость превращается в «нулевую терпимость», а демократия в свою противоположность – в реакцию, направленную на подавление всех демократических свобод, начинает проявлять себя полицейская сущность современной демократии, начинает проявлять себя насильственный характер современного государства, скрывающего сущность Левиафана под одеждой лжи, обмана и лицемерия.
• Наиболее перспективным анализом конфликта является раскрытие его потребностно-деятельного характера, как совокупности действий и взаимодействий, предпосылкой и результатом которых являются потребности людей. В рамках потребностно-деятельностной теории конфликта выясняются причины конфликта, которые кроются в его ущемленных материальных и духовных потребностях. Потребность, овладевшая индивидом, уже сама является силой, направляющей его к ее удовлетворению. «Если потребности… врожденны или глубоко укоренены в природе (человека – авт.), то будут предприниматься любые усилия и использоваться любые средства, какие только возможны и доступны, чтобы их удовлетворить» [1, с. 207]. Ущемленная потребность, не получающая своего удовлетворения, в рамках сложившихся условий и как части этих условий – отношений, тем более становится силой, энергия которой удваивается, в результате ущемления базовых потребностей индивида. «…Потребности обладают такой побудительной силой, которая превосходит силу полиции и военную силу, что они… заставляют индивида… игнорировать требования согласия и что они объясняют и даже оправдывают при определенных обстоятельствах антисоциальные и насильственные формы поведения» [1, с. 200]. Ущемленные потребности есть предпосылка конфликта, а сам конфликт есть способ достижения наиболее приемлемых для индивида потребностей и условий их удовлетворения. Траектория возникновения потребностей и их удовлетворения сопряжена с конфликтными способами и каждая новая потребность, условия ее удовлетворения, признание этого удовлетворения как социально значимого сопровождается конфликтом. Как превращение труда в капитал проходит через конфликт, так и появление потребности и ее реальное удовлетворение проходит через конфликт. Возникающие различные способы удовлетворения потребностей и способы взаимодействия индивидов в обществе, по существу, есть одно и то же. Способ взаимодействия не может быть ничем иным, как способом взаимодействия ради чего-либо. Нет способов взаимодействия, которые, в конечном счете, не были бы направлены на удовлетворение потребностей. В силу чего конфликт как негативный способ взаимодействия – это способ взаимодействия по поводу неудовлетворенных или ущемленных потребностей. В связи с этим предотвращение конфликта или его разрешение всегда, в конечном счете, должно иметь целью удовлетворение потребностей индивидов. Если Р. Дарендорф полагает, что политический конфликт есть столкновение прав человека с их обеспечением со стороны государства, то тем самым он, на языке права и политики, говорит о столкновении индивидов, неудовлетворенных своими потребностями, с политической оболочкой их удовлетворения, с государством, которое либо по воле буржуа, либо бюрократии ограничивает сферу удовлетворения потребностей индивидов. В целом потребностно-деятельностная теория конфликта наиболее реалистична, т. к. понимает конфликт как такой способ взаимодействия, при котором нацеленность на борьбу, сам негативный способ взаимодействия, вытекает и определяется ущемленной потребностью и условиями, в которых данная потребность удовлетворяется.