Конечные и бесконечные игры - стр. 8
Когда участники бесконечных игр оставляют свою свободу, а не абстрактные требования роли для взаимодействия друг с другом, они являются конкретными людьми, играющими с конкретными людьми. Иначе говоря, бесконечная игра не может стать абстрактной, ведь она не является частью целого, выдающей себя за целое, скорее целостностью, которая понимает, что она целая. Нельзя предположить, в какую бесконечную игру сейчас играют, ведь правила бесконечной игры не зависят от конкретных исходов игры. Можно только сказать, что эти люди играют друг с другом таким образом, чтобы то, что они начали, не заканчивалось.
Поскольку конечная игра должна заканчиваться, а ее роли прописаны и исполняются для зрителей, стоит относиться к конечной игре как к театральной постановке. Конечно, сценарий наверняка не прописан полностью заранее, мы всегда можем отследить путь победителей и сказать, что они точно знали, как действовать и что говорить в процессе игры.
Так как суть бесконечной игры – не завершаться, держать будущее открытым, выбрасывать все прописанные действия, можно считать бесконечную игру драматической.
С драматической стороны, женщина выбирает быть матерью, с театральной – начинает играть роль матери.
В конечной игре правила соблюдаются для того, чтобы вообще играть, но сам процесс игры не состоит в том, чтобы только соблюдать правила. Правила конечной игры не составляют полного скрипта. Да, роль прописывается на основе правил, но она не идентична этим правилам. Скрипт – это скорее запечатление действительных взаимодействий игроков в виде действий или слов, поэтому он не может быть прописан заранее.
В любых реальных конечных играх роли создаются в процессе игры.
Таким образом, во время игры любая конечная постановка является драматической, ведь исход игры никому неизвестен. Именно непредсказуемость результата делает конечную игру настоящей. Театральной конечную игру делает понимание, что концовка все-таки будет.
Конечная игра является драматической только временно. Как только она закончена, мы можем проследить ее развитие и увидеть, что, хотя такая последовательность событий складывалась исходя из свободного выбора участников, иного результата быть просто не могло. Мы понимаем, что каждый шаг идеально встраивался во всю концепцию игры и приближал победу единственного достойного участника.
Иными словами, временная драматичность конечной игры заключается в намерении каждого игрока исключить драму из игры путем подвода игры к предпочтительному завершению. Любой участник конечной игры стремится стать Мастером Игры – быть настолько опытным в исполнении своей роли, чтобы ничто не смогло его удивить, а каждое движение было им предсказано еще в начале игры. Настоящий Мастер Игры играет так, как будто игра уже закончилась, и опирается на скрипт, каждое составляющее которого заблаговременно известно.