Конечные и бесконечные игры - стр. 12
Наверное, более современным примером такого выбора между жизнью и смертью будет принятие решения подвергнуться дорогим медицинским процедурам, чтобы излечиться от угрожающей жизни болезни. В этой ситуации участник откладывает свою жизнь, чтобы продлить ее. К этой категории также можно отнести тех, кто принимает решение соблюдать диеты и вести определенный образ жизни, чтобы дольше жить и оставаться молодыми – они ненавидят свою жизнь здесь и сейчас, чтобы полюбить ее позже; как и в случае с рабством, их жизнь даруют им другие люди: доктора, йоги и т. д.
Если участник конечной игры воспринимает жизнь как приз, смерть является символом проигрыша. Однако смерть не выбирается игроком, а наступает сама. Смерть приходит в качестве судьи, позора, показателя слабости. Для участника конечной игры смерть становится заслуженной. «Возмездие за грех есть смерть» (апостол Павел).
Если проигравшие умирают, то мертвые должны считаться проигравшими.
И здесь возникает противоречие: если выигрыш в конечной игре – это жизнь, то игроки в действительности не живут. Они борются за жизнь. А сама жизнь тогда является не игрой, а результатом игры. Участники конечной игры играют, чтобы жить, а не живут играя. И их жизнь заслуживается, вручается, предоставляется, выигрывается. Она не проживается. «Жизнь выступает только как средство жизни» (Карл Маркс).
Такие расхождения свойственны всем конечным играм. Так как смысл конечной игры заключается в ее окончании с присвоением победы одному из участников, каждая игра ведется, чтобы закончиться. Поэтому все конечные игры также являются играми против конечных игр.
Смерть для участвующих в конечных играх абстрактна, а не конкретна. Не весь человек, а лишь его абстрактная часть целого умирает, чтобы уйти в жизни или жить в смерти.
Это значит, что и жизнь для участников конечных игр является абстрактной. Если жизнь – это средство жизни, мы должны абстрагироваться от нее, но лишь ради победы над абстракцией.
Поэтому вечность – это победа над абстракцией. Это состояние ^воспроизведенной театральной постановки. Бессмертная душа – это душа человека, который, несмотря ни на что продолжает проживать предписанную роль. Она не может сделать выбор ни смерти, ни жизни. Бессмертие нельзя сыграть. Действия человека не могут продолжаться за пределами себя. В «загробной жизни» нет неожиданных моментов.
Конечно, бессмертие души – голой души, очищенной от всех черт личности, – не то, чего обычно желают, стремясь к бессмертию. Информация о том, что моя душа будет жить вечно, будет для меня не особо более волнительной, чем новости о том, что мой аппендикс будет навечно законсервирован в бутылке (Энтони Флю). Чаще всего пытаются сохранить социальную сущность, постоянное сокрытое «я».