Концепция институционально-организационных циклов – ключ к пониманию смысла и логики истории России - стр. 27
Свое ви́дение исторического развития России В.О. Ключевский изложил в фундаментальном труде «Курс русской истории». Он писал: «На научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах» [Ключевский В.О.: Том 1, С. 3. История России, С. 20907][8].
Основу авторской концепции составляет определение предмета исторического исследования, которое дано в Лекции I «Курса». В этой лекции В.О. Ключевский говорит о том, что в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках, «историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть». Первый предмет исторического исследования он определил следующим образом: «Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой – устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, – словом, выработка человека и человеческого общежития – таков один предмет исторического изучения» [Ключевский В.О.: Том 1, С. 4. История России, С. 20908].
Степень этой выработки, достигнутую тем или другим народом, обыкновенно называют его культурой, или цивилизацией; признаки, по которым историческое изучение определяет эту степень, составляют содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры, или цивилизации [Ключевский В.О.: Том 1, С. 4. История России, С. 20908].
«Другой предмет исторического наблюдения – писал русский историк – это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолётным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века. Историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов – словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие, составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе, которую также можно выделить из общего исторического изучения под названием исторической социологии» [Ключевский В.О.: Том 1, С. 5. История России, С. 20909].
Исторический процесс, по мнению В.О. Ключевского, слагается из совместной работы нескольких сил, смыкающих отдельные лица в общественные союзы. Вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие – человеческая личность, людское общество и природа страны. Каждая из этих сил вносит в состав общежития свой запас элементов или связей, в которых проявляется её деятельность, и которыми завязываются и держатся людские союзы. Действие этих сил обусловлено тем, что каждому народу история задаёт многостороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, над своею собственной природой, над своими духовными силами, и над условиями общественной жизнедеятельности: социальными отношениями и институтами.