Концепция институционально-организационных циклов – ключ к пониманию смысла и логики истории России - стр. 18
3.4. Взгляд Н.М. Карамзина на периодизацию истории России
Страх перед «метафизикой» отдал Н.М. Карамзина в жертву рутинному представлению о ходе русской истории, сложившемуся в официальной русской историографии, начиная с XVI века. Согласно этому представлению, развитие русской истории находится в зависимости от развития монархической власти. Красной нитью через всю «Историю» Н.М. Карамзина, как и его трактат 1811 года, проходит идея о том, что судьба России и ее величие заключены в силе и стабильности самодержавия. Монархическая власть возвеличила Россию в киевский период; раздел власти между князьями был политической ошибкой, результатом которой явился удельный период русской истории; эта политическая ошибка была исправлена государственной мудростью московских князей – собирателей Руси; вместе с тем исправлены были и ее последствия – раздробление Руси и татарское иго. При сильной монархической власти Россия процветала, при слабой – приходила в упадок. Главный герой «Истории» Н.М. Карамзина – российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. То есть, России, и ее народу нужен «добрый царь». Н.М. Карамзин не верит в революцию, тем более скорую.
Монархические взгляды Н.М. Карамзина легли в основу предложенной им периодизации русской истории. В начале XIX века складывается периодизация, так называемая, «утешительная система». В ней выделяются следующие этапы становления и развития Российского государства. Введение монархической власти – от призвания варягов до Святополка Владимировича 862–1015 годы. Угасание самодержавия – от Святополка до Ярослава II Всеволодовича 1015–1238 годы. Гибель Российского государства и постепенное возрождение России – от Ярослава II до Ивана III 1238–1462 годы. Утверждение самодержавия – от Ивана III до Ивана IV 1462–1533 годы. Превращение самодержавия в тиранию – от Ивана IV до Бориса Годунова 1533–1598 годы. Смутное время – от Бориса Годунова до Михаила Романова 1598–1613 годы.
В.Г. Белинский говорил, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было. Он создал читателей – а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту.
Огромное влияние как на подходы к изучению истории Церкви, так и на историческую науку в целом оказал фундаментальный труд Н. М. Карамзина «История государства Российского». В нем была предпринята одна из первых попыток источниковедческого анализа документов, в частности разделение летописей на более ранние и более поздние. Н.М. Карамзин вписал историю русской Церкви в историю всего Российского государства, показав их неразрывность и взаимообусловленность.