Концепция институционально-организационных циклов – ключ к пониманию смысла и логики истории России - стр. 14
В.Н. Татищев создал продуманное руководство для коллекционирования материалов по археологии и этнографии. Его план археологических изысканий был частично реализован Академией Наук, многие из членов которой немало путешествовали по всей России и узнавали о нахождении важных могильников и древних стоянок на юге страны и в Сибири. Путешествия Палласа, Лепехина, Гмелина и Рычкова принесли ценные результаты. Следуя примеру В.Н. Татищева, некоторые губернаторы на местах также проявляли интерес к археологии. В 1763 году губернатор Новой Русской Территории (Новороссии) А.П. Мельгунов приказал раскопать курган, находящийся на расстоянии около тридцати пяти километров к западу от Елисаветграда. Здесь был найден ряд золотых и серебряных предметов скифского периода, отправленных в Академию Наук, откуда они были переведены в Эрмитаж, который с этого времени стал центральным хранилищем подобных находок из Южной Руси.
Для написания своей «Истории» В.Н. Татищев обратился к другим наукам, таким как география и языкознание, его исследования основаны на тесной взаимосвязи истории и географии. Многолетние занятия В.Н. Татищева историей и географией России тесно переплетались друг с другом, и послужили основанием, говоря современным языком, для междисциплинарных исследований по исторической географии, а затем и по истории географических знаний в нашей стране. Необходимость введения географического фактора в исследование истории была им обоснована в «Предложении о сочинении истории и географии российской». Цель истории – ясно представить «действа и времена». «Но где, в каком положении или расстоянии что учинилось, какие природные препятствия к способности тем действам были, також где которой народ прежде жил и ныне живет, как древние городы ныне имянуются и куда перенесены, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют». Отсюда вывод: «история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствования к знанию нам подать не могут»[4]
В.Н. Татищев занимался также исследованием истории «всемирного умопросвещения». Его Философские воззрения изложены в таких трудах, как «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733) и «Духовная моему сыну» (1749). Предметом философского и научного познания является сам человек («наука главная есть, чтобы человек мог себя познать»). В целом мировоззренческая позиция В.Н. Татищева и в этих работах, и в его «Истории» совпадает с идеями Просвещения.
2.2. Подход В.Н. Татищева к периодизации истории российской государственности