Размер шрифта
-
+

Коммуны как итог краха всей цивилизации - стр. 10

чужих территорий, ресурсов и т. п.

Поэтому человек с такого рода низким уровнем сознания всегда получает

жесткую цивилизационную систему, принимающую на себя ответственность, но за это лишающую человека свободы в своих действиях, расписывая по той

или иной схеме его жизнь от начала до конца.

Предельным случаем такой системы обезличенных общественных

отношений в технологической цивилизации, в которой человек из личности

практически превращается в инструментарий, является капитализм.

Таким образом, недостаточность сознания, замыкающего человека на себя, на собственные эгоистические стремления, потребности, ведущая к

уклонению индивида от ответственности дает ему то, чего он заслуживает и

не более.

Однако с развитием цивилизации человек в лице своих лучших

представителей начинает понимать собственную ограниченность, круг таких

людей постепенно растет. А это означает то, что сознание все же не стоит на

месте. Значительную помощь в этом осознании самого себя оказывает

религия (не путать с церковью), которая старается укрепить в массах чувство

любви к ближнему, порицает эгоизм, зависть, нетерпимость.

Другой вариант цивилизации, возможный при подобном уровне сознания, это – цивилизация, равновесная с окружающей средой. Она может появиться, в частности, и в результате распада технологической цивилизации.

Возможность этого показывает наличие успешно функционирующих в

рамках существующего общества таких самоорганизующихся и

самоуправляющихся сообществ, как кибуцы в Израиле.

Поэтому формирование нового типа цивилизации из союза подобных

сообществ по образцу кибуцев в ходе её распада может быть организовано

как сознательное действие, альтернативой которого является впадение

общества в дикость.

Из этого следует, что на развалинах технологической цивилизации не

обязательно будут бродить только кучки выживших людей, постепенно

теряющие человеческий облик.

На основе уцелевших хозяйственных механизмов и собственной

предприимчивости возможно формирование мелких групп людей,

специализирующихся на том или ином виде деятельности и

кооперирующихся для обмена продуктами с другими организованными

группами. При наличии того или иного вида связи эти группы могут с

течением времени образовать сеть сообществ с определенной иерархией, в

которой каждая ячейка является самоуправляющимся сообществом.

Появляется своего рода аналог архаичного общества, структурно более

развитый вследствие того, что память его членов сохранила часть культуры

распавшейся цивилизации, а сознание освободилось от пут государственных

структур и получило простор для самодеятельности под самоконтролем.

Страница 10