Комбат арнис. Основы техники соло бастон - стр. 6
Условно можно разделить все направления ФБИ на «древние», «классические» и «современные».
«Древние» системы
«Древние» ФБИ – это те школы, которые существовали до появления испанцев на архипелаге, т.е. до 1521 г. Вообще говоря, «древние» искусства (многими рассматриваемые как кали) объединены вокруг использования индонезийских и малайских мечей (крис, баронг, кампилан), использования местного метательного и гибкого оружия, с передвижениями по сложным геометрическим фигурам. Сохраненные в неприкосновенности в мусульманских районах на юге Филиппин, эти искусства не претерпели существенных эволюционных процессов. «Древние» системы это – Илюстрисимо Калис, Ламеко Эскрима и др.
«Классические» системы
«Классические» ФБИ эволюционировали во время трехсотлетнего запрета на «древние» боевые искусства (1565 – 1898). Многие из этих систем включают элементы европейского фехтования, чего нет в сохранившихся «древних» системах. Техника работы ногами в «классических» системах с оружием чаще всего базируется на различных треугольниках. Более того, в то время как классические системы в целом имеют тщательно разработанный ассортимент безоружной работы против оружия, они содержат только отдельные техники боя без оружия. К «классическим» стилям относятся – Серрада Эскрима, Гирон Арнис Эскрима, Пананандата и др.
«Современные» системы
«Современные» ФБИ возникли в результате получения Филиппинами независимости от Испании, и последующими культурными связями с США и Японией (с 1898 до настоящего времени). Эти «современные» боевые искусства схожи включением безоружных защитных техник, в определенной степени заимствованных из комбинации окинавских, японских, корейских и китайских источников. Более того, они отличаются техникой передвижений, адаптированной к современным спортивным состязаниям. «Современные» стили – Модерн Арнис, Балинтавак Арнис, Сикаран и др.
Краткая характеристика их приведена в таблице №1 [33].
Таблица № 1
Принципы обучения и технические особенности арнис
В разных источниках [8, 9, 11, 16, 17, 26, 38] можно встретить несколько вариантов описания принципов, лежащих в основе филиппинских боевых искусств.
Коротко остановимся на тех, которые мы считаем базовыми для большинства стилей.
1. Универсальность. Предполагается, что все разделы в ФБИ базируются на общей двигательной базе, и мы выполняем одни и те же движения вне зависимости от того, какое оружие используется. Однако очевидно, что применение ударно-дробящего оружия (палки) будет отличаться от применения клинкового (нож) и, тем более, от безоружных техник. Здесь речь идет именно об общей манере движения и общих методических установках при обучении.