Размер шрифта
-
+

Колокол Люцифера. Пропаганда войны в нацистской Германии в 1938–1945 гг. - стр. 32


Большое внимание нацисты уделяли наглядной форме пропаганды – художественным плакатам, изготовленным полиграфическим промышленным способом гигантскими тиражами и транспарантам с лозунгами, «украшавшими» улицы и площади городов.


Со стен домов на оккупированных территориях на прохожих смотрел нацистский фюрер, изображённый на огромных плакатах «Гитлер освободитель».


Населению захваченных нацистами стран предлагалось оказывать активное содействие оккупационной администрации, как, например, на плакатах «Ловите парашютистов! В момент приземления они не смогут сопротивляться!». Особое значение придавалось поддержке населения борьбы полиции с партизанами и антигитлеровским подпольем.


Немецкие живописцы после 1933 года стали изображать на своих картинах нацистских вождей, различные идиллические сцены радости немцев от прихода нацистов к власти, единения партии и народа, мирный труд обычных граждан Рейха на благо всей нации, героизм нацистов в борьбе против внутренних врагов, подвиги солдат на фронтах и жертвы простых людей, включая жизни, отданные за дело национал-социализма.


А с началом войны художники стали рисовать батальные полотна. Тут отличились представители всех направлений немецкой живописи нацистского периода. Маринисты изображали подводные лодки и героических подводников, особо был популярен величественный линейный корабль «Бисмарк». Бывшие пейзажисты, которые ранее рисовали пасторальные виды немецких деревень, переключились на тщательно прорисованные изображения военной техники. Рисовали и людей, и танки, и артиллерийские орудия.


Наиболее известные маринисты К. Берген, А. Бок., баталисты К. Буш, В. Чех., Р. Шрайбер, П. Падва, Ф. Стагер, Э. фон Гендель-Мазетти, Э. Воллбер, Ф. Гебхардт-Вестербухберг, художники-графики Э. Эбер, В. Заутер, Ф. Айхорст, Р. Рудольф, Э. Пфаншмидт, Э. Краузе и В. Шмок удостоились государственных наград и благодарностей от Министерства пропаганды и народного просвещения Третьего Рейха за свои работы, прославляющие германскую армию, авиацию и флот.


Незамысловатые названия этих картин отражают такие же незамысловатые сюжеты на них изображённые – «Альпийский стрелок СС», «Пушки против танков», «Последняя граната», «Связной», «Переправа через Верхний Рейн», «Боевые товарищи», «На последнем рубеже», «Уличный бой», «Солдаты», «Экипаж танка дивизии СС», «Перед вражеской атакой», «Отдых после боя», «Танки в бою», «Бой в лесу» и т.п..


Важным средством распространения нацистской пропаганды были партийные собрания. Эти собрания имели много общего с религиозными церемониями, т. к. включали в себя не только политинформацию, но и песнопения, многократное хоровое скандирование лозунгов и призывов, цитирование «проповедей» Гёббельса, уличавших большевиков в страшных злодеяниях, а западных либералов в неумело скрываемой врождённой германофобии, в стремлении уничтожить немецкий народ.

Страница 32