Размер шрифта
-
+

Коллективный разум. Как извлечь максимум из интеллектуального разнообразия, которое вас окружает - стр. 17

Например: «В данный момент я смотрю из окна и вижу, как березы медленно шевелятся на ветру. Я вижу пыльцу и шелковистые почки. Я вижу, как красная птица садится на траву и поворачивает голову. Затем я чувствую, как мои пальцы стучат по клавиатуре, как они отскакивают. Я чувствую, как мой зад давит на стул. Шея напрягается. Хочется пить. Я слышу, как скрипят стены этого старого дома. Слышу свой вдох, слышу, как звенят ключи в кармане. Внизу играет музыка».

Вы можете поставить таймер и описывать свои ощущения в течение любого промежутка времени. Один мой клиент записывал свои переживания по сорок минут. Он сказал, что это было лучше любого наркотика (а в них он знал толк).

Мы считаем, что эта практика делает более интенсивной циркуляцию наших чувств и ощущений и освежает сознание. Результаты впечатляют. Вы замедляетесь, замираете, а ум занимает позицию нейтрального наблюдателя. Вы возвращаетесь к центру, к вашему телу, к настоящему мгновению.

Мы постоянно переходим от одного из этих состояний к другому, каждое из которых можно назвать «мыслительным метаболизмом». В ходе этого процесса ваш ум принимает информацию, классифицирует ее, переваривает, оценивает и уничтожает, преобразует в новые структуры и идеи, складирует и приводит в порядок.

Почему мы не ценим все три типа внимания?

Когда кто-то дает нам вербальный ответ в достаточно короткий промежуток времени, то мы подразумеваем, что наш собеседник внимателен, что он мыслит эффективно. Это не всегда так. Исследование, удивление, воображение, размышление, классификация – все это разные формы и стадии эффективного мышления, все это – естественные аспекты внимания, каждый из которых подходит для определенной ситуации.

Однако большинство из нас приучено оценивать как эффективное только направленное внимание. Другие два типа обычно приписывают бездельникам.



Обычно мы описываем эти состояния в отрицательном ключе – как замешательство, рассеянность или «тормознутость». Находясь в состоянии легкого замешательства или блуждания мыслей, мы пытаемся разбудить себя и войти в привычное состояние направленного внимания. Нас учили анализировать проблему как можно быстрее. Поэтому, когда наш ум сортирует информацию и немного растерян, мы паникуем и рефлекторно хватаемся за логику.

В западной культуре задумчивый человек – существо беспомощное, его необходимо одернуть и вернуть в реальный мир. Если кто-то находится в замешательстве, мы считаем своим долгом помочь ему выйти из этого нездорового состояния. Мы привыкли давать ответы, быстро действовать и решать что-то здесь и сейчас. Однако, пока мы не осознаем ценность не-знания и открытости ума, мы не сможем мыслить новаторски (а ведь этого нам чаще всего так не хватает).

Страница 17