Коллективный разум. Как извлечь максимум из интеллектуального разнообразия, которое вас окружает - стр. 11
Обретая два наиболее трудных для нашего мозга навыка – ходьбы и речи, – мы еще не отличаем телесное обучение от мыслительного. Взрослея, отсиживая час за часом в классах, аудиториях и конференц-залах, мы свыкаемся с мыслью о том, что приобретение знаний всегда подразумевает зубрежку фактов и переваривание абстрактных теорий. Мы учимся заучивать и воспроизводить прочитанное, но никто не учит нас делать нечто по-другому, особенно так, как того требует реальная жизнь со всей ее сложностью и неопределенностью. Забыв, как учиться телесно, мы больше не можем воплощать в жизнь все, что выучили. Но если мы буквально нутром проживем свою стратегию, то она будет незамедлительно и сверхэффективно реализована на практике. Для тренировки этих способностей мы разработали «прорывные практики».
Когда мы впервые испробовали прорывные практики на семинарах, организованных при участии Питера Сенге в Центре организационного обучения Слоуновской школы менеджмента Массачусетского технологического института, некоторые люди приняли их за обычные «упражнения» и потребовали как можно быстрее перейти «к делу». Однако благодаря этим «упражнениям» они начали видеть то, чего раньше не видели: например, какой участок тела задействовали, пытаясь удержаться от попыток навязать свое мнение, или как чисто физиологически переживали зависимость от других либо зависимость других от них самих. Они поняли, что для решения задач всегда пользовались властью, а не влиянием. Мы буквально слышали, как со скрипом раскрывались двери сознания. Конфликт с коллегами перестал быть для них проблемой, превратившись в интересный предмет для изучения. Им стало очевидно, что переживание опыта физического понимания облегчает доступ к необходимой информации. Своими впечатлениями поделился глава отдела научных исследований одной крупной телекоммуникационной компании: «Из всего того, что я узнал по поводу системного мышления и его структур, самыми полезными оказались практики непосредственного переживания, которые помогли мне понять, что́ я физически ощущаю в той или иной ситуации».
Мы привыкли видеть только то, что ожидаем увидеть, слышать только то, что ожидаем услышать, и делать только то, что собирались сделать. Однако от таких привычек мы только немеем и ограничиваем свой потенциал. Они сулят нам удобства, лишая борьбы и азарта, уверенность без понимания, определенность без игры воображения.
• Большинство срывов – результат привычного мышления.
• Большинство разрывов – результат привычного мышления.
• Большинство прорывов – результат не-привычного мышления.