Размер шрифта
-
+

Кодекс чести морского офицера. Русский Императорский флот. Страницы истории, дух и дисциплина - стр. 1

Путь воина. Свод правил


Составитель – Н. А. Кузнецов, кандидат исторических наук, почетный полярник, ведущий научный сотрудник отдела военно-исторического наследия ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына».



В оформлении использованы материалы, предоставленные Фотобанком Shutterstock, Inc., Shutterstock.com



© Н. А. Кузнецов, составление, 2024

© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2024

Предисловие

Тексты, вошедшие в эту книгу, принадлежат в основном перу деятелей Российского флота конца XIX – начала XX в. – от адмиралов до кадет Морского корпуса. Они повествуют об основных страницах морской истории Отечества и характеризуют духовно-нравственный облик флотских чинов. Большинство из них написаны в начале XX столетия либо посвящены этому периоду – эпохе наивысшего технического расцвета Российского флота, но насыщенной и трагическими событиями, среди которых Русско-японская война 1904–1905 гг., революционные события 1905–1907 гг., «Русская смута» 1917 г. и последовавший за ней распад государства и его вооруженных сил. Почти все авторы книги после окончания Гражданской войны оказались в эмиграции и скончались на чужбине.

29 января 1918 г. был выпущен декрет Совета народных комиссаров РСФСР, в котором говорилось: «Флот, существующий на основании всеобщей воинской повинности царских законов, объявляется распущенным, и организуется Социалистический Рабоче-Крестьянский Красный Флот». Это стало последним звеном в цепи трагических событий 1917 – начала 1918 г.: падения монархии, свертывания боевой деятельности и последующего развала флота, массовых убийств офицеров, совершенных своими же матросами. Все это оказалось совершенно неожиданным для большинства офицеров. Им пришлось делать нелегкий выбор – продолжать ли службу Родине, но уже под знаменами захвативших власть большевиков, войти ли в антибольшевистский лагерь, выступить ли на стороне вновь образовавшихся молодых государств (такое решение приняли в основном выходцы из Прибалтики, Польши, Финляндии, Украины и некоторых других государственных новообразований, ранее входивших в состав Российской Империи), или вообще остаться «над схваткой».

По разным оценкам, к январю 1918 г. в составе Российского флота служило от 8060 до 8371 офицера. В эмиграции из них оказалось порядка 2000–2500 человек (в это число входят и те офицеры, которые были произведены в чин во время Гражданской войны, а также кадеты и гардемарины). С самых первых дней пребывания на чужбине большинство русских людей стремились объединиться в различного рода группы и союзы на основе профессиональной принадлежности или национального признака. Первоначально целью создания подобных организаций являлось облегчение выживания в нелегких эмигрантских условиях. Моряки как представители немногочисленной и достаточно «кастовой» части эмигрантов начали объединяться одними из первых. Как отметил в 1959 г. автор «Памятки русского морского офицера» А. Д. Бубнов: «…покинувшие Родину морские офицеры унесли с собой на чужбину творческий дух, традиции и беззаветную любовь к родному флоту; несмотря на тяжкие лишения и напряженный труд для обеспечения своего существования, русские морские офицеры… живут сплоченной единомыслящей семьей и продолжают, помогая друг другу, оставаться непоколебимо верными своему славному прошлому».

Основной задачей морских объединений стало сохранение кадров для будущего русского флота, а также сбережение памяти о его истории и традициях. Морские организации занимались в основном благотворительностью, проведением различных памятных мероприятий и культурно-просветительской работой, важную роль в которой играла издательская деятельность.

Наиболее распространенными формами морских объединений оказались кают-компании, кружки и кассы взаимопомощи. Согласно Морскому уставу, кают-компания «…есть место соединения офицеров в свободное от служебных занятий время». Практически в каждом городе, где оказывалось хоть несколько морских офицеров (как правило, не меньше пяти), стали создаваться кают-компании, возглавляемые старшим по чину. Собираясь там, офицеры обсуждали различные вопросы, общались между собой, вместе встречали праздники (самым важным из них считался день Святого Павла Исповедника – 6 ноября (по старому стилю), праздник Морского корпуса, о котором флотские офицеры не забывали и в самые нелегкие годы жизни в эмиграции). Часто при кают-компаниях создавались кассы взаимопомощи, формируемые из взносов офицеров. Они оказывали материальную помощь особенно нуждающимся коллегам (в случае внезапной болезни, безработицы и т. д.), а иногда были самостоятельными организациями. В кружки объединялись чаще всего офицеры одного года выпуска из морских учебных заведений.

Страница 1