Размер шрифта
-
+

Кодекс человека - стр. 20

Три метода познания

1. Пратьякша – всё потрогать своими руками, эмпирический путь, опытным путём.

2. Анумана – теоретическое знание, наблюдения и размышления, аналитический метод.

3. Шаббда – передача знания от авторитетного источника. Узнать у того, кто уже прошёл это, имеет опыт в этом и достиг высоких результатов.


В Дхарме указано, что эффективность и результативность этих методов повышается от первого к третьему и соответствует разным уровням развития разума у людей.

Также у каждого живого существа, рождённого в материальном теле, есть три изначальных недостатка.

Врождённые недостатки любого живого существа, рождённого в материальном теле:

1. НЕСОВЕРШЕНСТВО ЧУВСТВ

Ограничение есть абсолютное качество, проявляющееся, таким образом, во всём во всей Вселенной. Душа ограниченна, как и всё в этом мире. Ограничена набором инструментов, которые она использует для деятельности. И каждый инструмент её также ограничен. Тело ограниченно. Набор эмоций ограничен. Воображение ограниченно. Органы чувств ограничены. Каждая душа использует для реализации своего опыта разное тело. Но любое тело имеет ограничения в диапазоне восприятия. Человек не способен слышать ультразвук, но собаки, дельфины и летучие мыши его прекрасно слышат. Человек не способен видеть в темноте, но любой ночной хищник этим качеством обладает в полной мере. Человек не способен почувствовать тонкую разницу в температуре или вибрации, но любое пресмыкающееся имеет такое качество. Человек имеет очень ограниченную способность к ориентированию в пространстве, но перелётные птицы или мигрирующие рыбы без труда находят свой дом за многие тысячи километров. Человек очень примитивен в плане чувствительности к сейсмической активности, но большинство животных чувствуют приближение землетрясения за несколько часов. И нужно учесть, что человек также обладает теми талантами и качествами, которых нет у других видов живых существ. Все мы по-своему ограниченны, а потому не в состоянии в полной мере узреть истинную картину мира, каков он на самом деле.

2. СКЛОННОСТЬ ОБМАНЫВАТЬСЯ (ВПАДАТЬ В ИЛЛЮЗИЮ) И ОБМАНЫВАТЬ ДРУГИХ

Этот второй недостаток является прямым следствием первого. Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле. Мы пребываем в иллюзии, которую издавна называли словом «морок» (отсюда выражение «не морочь мне голову») и которую на санскрите называют словом «майя». Зачастую во многих философских учениях присутствует ошибка, ибо там морок описан как «то, чего нет на самом деле». Однако это не совсем верно. Ибо:

Морок – это то, что кажется нам не таковым, каково оно есть на самом деле.

Страница 20