Размер шрифта
-
+

Князь Владимир и истоки русской церковной традиции. Этюды об эпохе принятия Русью христианства

1

Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI веков. М., 1993. С. 107–120.

2

Назаренко А. В. Русь и Германия в IX–X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы: материалы и исследования. 1991. М., 1994. С. 80–93. См. также: Мусин А.Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV веках. Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002. С. 82; Алексеев А. И. Крещение костей (К интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 1 (11). С. 103–105; Толочко П. П. Крещение Ярополка Святославича: историческая реальность или ученая фикция? // Византийский временник. 2004. Т. 63 (88). С. 59–66; Назаренко А. В. Был ли крещен киевский князь Ярополк Святославич, или Кое-что об «исторической реальности» // Византийский временник. 2006. Т. 65 (90). С. 66–72.

3

Петров Н. И. Киевский князь Аскольд-Николай в русской исторической науке и церковном предании XVIII–XX вв. СПб., 2014. С. 4–16.

4

Костромин К. А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.). Страницы истории межконфессиональных отношений. Saarbriicken, 2013. С. 43–48.

5

Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 62–70.

6

ПВЛ. СПб., 1999. С. 9.

7

Там же. С. 13.

8

ПВЛ. СПб., 1999. С. 67.

9

По Кормчей книге – правило 18 (Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 323–324). По Книге правил – правило 26 (Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. М., 1893. С. 192; Никодим (Милаш), еп. Правила Православной церкви. СПб., 1912. Т. 2. С. 163–164).

10

Милов Л. В. О древнейшей истории Кормчих книг на Руси // История СССР. 1980. № 5. С. 106–108.

11

Алексеев А. И. Крещение костей (К интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.). С. 103–105.

12

Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. 1947. Т. 5. С. 171; Костромин К., свящ. Проблема атрибуции «Слова Феодосия, игумена Печерского, о вере крестьянской и о латыньской» // Христианское чтение. 2011. № 1 (36). С. 6–97.

13

Седакова О. А. Церковно-славяно-русские паронимы: материалы к словарю. М., 2005. С. 163–164; Старославянский словарь (по рукописям X–XI веков). М., 1994. С. 297.

14

Мусин А. Е. Христианские древности средневековой Руси IX–XIII вв. (по материалам погребальных памятников на территории Новгородской земли): автореф. дис… канд. ист. наук. СПб., 1997. С. 13; Его же. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV веках. С. 82; Перенесение мощей св. митрополита Амвросия Белокриницкого в град Брэила (Румыния) // Духовные ответы. РПСЦ. 2001. Вып. 15. С. 6.

15

Ср. в современном Требнике «Последование, егда крест творит священник на страсть недуга со святым копием» (Требник. М., 1979. Т. 2. С. 238).

16

Подробнее см.: Мусин А., диак. Святые мощи в Древней Руси: литургические аспекты истории почитания // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 366–382.

17

ОР РНБ Требник, XIII в. О.п. 1.14. Л. 22 об.

18

ПВЛ. С. 33, 35 (под 977 годом); Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2004. Т. 1. С. 454–455; Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV веках. С. 33–55.

19

Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 28.

20

ПСРЛ. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. 39.

21

Кузьмин А. Г. Западные традиции в русском христианстве // Введение христианства на Руси. М., 1987. С. 30; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 183–188; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001. С. 358. Датировка события может быть исправлена 977 годом (Назаренко А. В. Русь и Германия в IX–X вв. С. 100).

22

Татищев В.Н. История Российская: в 7 т. М.; Л., 1962. Т. 1. С. 111–112.

23

Dvornik F. The Kiev state and its relations with Western Europe // Transactions of the Royal Historical Society. 4>th ser. London, 1947. Vol. 29. P. 34.

24

Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. СПб., 2008. С. 399–400; Пархоменко В. Христианство в Киевской Руси при Ярополке, брате Владимира Святого. Харьков, 1913. С. 6–7.

25

Назаренко А. В. Русь и Германия в IX–X вв. С. 80–93.

26

Пархоменко В. Христианство в Киевской Руси при Ярополке, брате Владимира Святого. С. 4.

27

Котляр Н Ф. Дипломатия Южной Руси. СПб., 2003. С. 37.

28

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. С. 361–390.

29

Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 122–123, 326.

30

Толочко П. П. Крещение Ярополка Святославича: историческая реальность или ученая фикция? С. 59–66.

31

Назаренко А. В. Был ли крещен киевский князь Ярополк Святославич, или Кое-что об «исторической реальности». С. 66–72.

32

ПВЛ. С. 37; Назаренко А. В. Русь и Германия в IX–X вв. С. 113.

33

Шахматов А. А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1: Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1: Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 112–115; Его же. История русского летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2: Раннее русское летописание XI–XII вв. С. 310, 363.

34

Бармин А. В. Полемика и схизма. М., 2006. С. 102–121.

35

Творогов О. В. Летопись – хроника – палея (взаимоотношения памятников и методика их исследования) // Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986. С. 19.

36

ПВЛ. С. 378, 453.

37

Костромин К. А. Крещение князя Владимира и Запад // Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 20 ноября 2008 г. Волгоград, 2009. С. 54.

38

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2009. Т. 3: Восточные источники С. 59–61.

39

Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2002. С. 374–386, 276.

40

Zuckerman С. On the Kievan Letter from the Genizah of Cairo // Ruthenica. Киев, 2011. T. X. C. 7-56.

41

ПВЛ.С.40.

42

БЛДР. СПб., 1997. Т. 1: XI–XII века. С. 324.

43

Артамонов М. И. История хазар. С. 428–437.

44

Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес (XII–XIV вв.) // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1950. Т. 17. С. 15.

45

ПВЛ. С. 87; Плетнева С. А. Хазары. М., 1976. С. 72–73.

46

ПВЛ. С. 40.

47

Там же. С. 454, 614.

48

ПВЛ. С. 126.

49

Там же. С. 97–98.

50

Об этом же см. в Хронике Адемара Шабанского (Рамм Б. Я. Папство и Русь в X–XV веках. М., Л., 1959. С. 38).

51

Monumenta Poloniae Historica. Lwow, 1864. T. 1. P. 326.

52

Ср.: Неборский М. Ю. Митрополит Никифор и антилатинская полемика на Руси // Послания митрополита Никифора. М., 2000. С. 334–339; Костромин К. А. Развитие анти-латинской полемики в Киевской Руси (X – середина XII в.). Страницы истории межцерковных отношений. Saarbriicken, 2013.

53

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 127–160.

54

Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 31–56, 119–127.

55

Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 2003. С. 20–26; Рорре A. The Rise of Christian Russia. London, 1982; Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь: IX – начало XII в. М., 2000; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 30–31.

56

Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. С. 9–11; Васильев А. А. История Византийской империи: в 2 т. СПб., 2000. Т. 1: Время до Крестовых походов (до 1081 г.). С. 426.

57

Рансимен С. История первого болгарского царства. СПб., 2009. С. 219–227.

58

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 3: Восточные источники. С. 106.

59

Михаил Пселл. Хронография. С. 12.

60

БЛДР. Т. 1. С. 322–324; ПВЛ. С. 50.

61

БЛДР. Т. 1. С. 322–324; ПВЛ. С. 49–52; Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. С. 22–24.

62

Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 24.

63

Ср.: Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 2. С. 305–379.

64

БЛДР. Т. 1. С. 324.

65

Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес (XII–XIV вв.). С. 12.

66

Можно привести лишь упоминание у Льва Дьякона (X.10): Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2010. Т. 2. Византийские источники. С. 215.

67

Константин Багрянородный. Об управлении империей: текст, перевод, комментарий. М., 1991. Т. 2. Византийские источники. С. 173.

68

Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 275.

69

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 2: Византийские источники. С. 138.

70

Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 275.

71

ПВЛ.С.8–9.

72

Там же. С. 71–72.

73

Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском: тексты // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 262, 282–284.

74

Разумов Г. А., Хасин М. Ф. Тонущие города. М., 1978. С. 28–30.

75

Иное мнение см.: Чхаидзе В. Н. Тмутаракань – владение Древнерусского государства в 80-е гг. X – 90-е гг. XI веков // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. Вып. 1 (5). С. 20–37.

76

ПВЛ. С. 54.

77

Плетнева С. А. Хазары. С. 71; Артамонов М.И. История хазар. С. 429–436.

78

Чхаидзе В. Н. Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове. М., 2008. С. 295.

79

Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.; Л., 1948. С. 274–295.

80

ПВЛ.С.64.

81

Там же. С. 87.

82

БЛДР.Т. 1. С. 322.

83

ПВЛ. С. 39.

84

БЛДР.Т. 1. С. 324.

85

ПВЛ. С. 54.

86

Каргалов В. В. Народ-богатырь. История военных нашествий на Русь IV–XIV вв. М., 2011. С. 17.

87

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 3: Восточные источники. С. 92.

88

История СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1966. Т. 1. С. 429; Сычев Н. В. Книга династий. М., 2006. С. 571; См.: Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. С. 247–263.

89

Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. С. 305–379.

90

БЛДР.Т. 1. С. 324.

91

Гайденко П. И. Критерии выбора кандидатов на епископство в домонгольской Руси: несколько штрихов к картине религиозной жизни древнерусского общества // Христианское чтение. 2013. № 1. С. 207–226 (и другие работы автора); Фомина Т.Ю. Епископская власть в домонгольской Руси: постановка проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (130). С. 118–122 (и другие работы автора).

92

Гайденко П. И. Зарисовки повседневной жизни древнерусских архиереев: стол и достаток // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. № 1 (5). С. 84–106 (и другие работы автора).

93

См.: Пашуто В. Т Внешняя политика Древней Руси. М., 1968; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001; Костромин К. А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.). Страницы истории межконфессиональных отношений. Saarbriicken, 2013.

94

Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси // Символ. 1988. № 19. Июнь. С. 69–100. Подход М. Арранца к проблеме с точки зрения историка слишком формализован и потому может быть лишь взят во внимание.

95

А. [Кочетков Ю.] Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РХД. 1989. № 156. С. 5–44; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996.

96

Подробнее см.: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2001. С. 265–270.

97

ПВЛ.С.29.

98

Там же. С. 30.

99

Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 117.

100

ПВЛ.С.49.

101

Кирилл Иерусалимский, св. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 242–243 и сл.

102

ПВЛ.С.50.

103

Там же. С. 50–52.

104

Костромин К. А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.). С. 86–93.

105

ПВЛ.С. 53.

106

Там же. С. 53.

107

См.: Шмеман А., прот. Водою и Духом. О таинстве крещения. М., 1993.

108

В X веке детей крестили еще не в младенческом возрасте даже в Константинополе, тогда как христианами они считались после воцерковления, которое совершалось на 40-й день (Арранц М. Крещение и миропомазание. Таинства византийского Евхология. Рим, 1998. Ч. 1: Дополнение к опыту «Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям греческого Евхология» (ЛДА, 1979). С. 24; Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. С. 74).

109

Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа – древнейшее русское «вопрошание» // Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Славянский мир между Римом и Константинополем. С. 233.

110

Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского. С. 233.

111

Там же. С. 234.

112

Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского. С. 235 (правила 8, 9, 10).

113

Там же. С. 236 (правило 14).

114

Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. (Памятники XI–XV в.) / Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1908. Стб. 1–2.

115

Там же. Стб. 9 (правило 20).

116

Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Стб. 35–36, 39.

117

Там же. Стб. 31, 35–36, 55.

118

Там же. Стб. 62.

119

Там же. Стб. 26–27, 33.

120

Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского. С. 237 (правило 21).

121

Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950-1300 гг.). СПб., 2010. С. 261–263.

122

Подробнее см.: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. С. 265–270.

123

Пчелов Е.В. Генеалогия древнерусских князей IX – начала XI в. М., 2001. С. 162–196.

Страница notes