Размер шрифта
-
+

Китайский и японский сад - стр. 7



Япония и Китай находятся рядом и имеют давние связи. Японская культура очень много взяла у китайской – но все же наряду с элементами сходства между этими двумя культурами существуют разительные отличия. Если главной особенностью японского стиля ландшафтного дизайна является безусловная ценность любой детали, любого элемента системы, то в Китае на первый план выходит иерархичность, подчиненность одних элементов другим. Японские и китайские сады одновременно и очень похожи и кардинально разнятся – как две стороны одной медали, как икебана и лаковая шкатулка. Если в японском саду пустота является необходимым и обязательным элементом, иногда ее даже на европейский взгляд в избытке, то в китайском саду пространство виртуозно заполняется тщательно продуманными деталями.

Китайский сад. В китайском языке слову «ландшафт» соответствует иероглиф «горы и вода», а сам процесс создания сада – это как «выкапывание водоемов и сооружение гор». О китайских садах сказано, что «двух одинаковых не отыскать во всей Поднебесной». В них мы видим обсаженные жасмином пагоды, беседки, мостики и знаменитые китайские фонарики, и чувствуем ошеломляющий пьянящий запах пиона. С другой стороны, нельзя не отметить, что без журчания воды пионы наверняка пахли бы по-другому. Поэтому китайский сад – это сочетание воды, земли, растений и ограды.



Корнями этот стиль уходит в глубокую древность, когда четыре тысячи лет назад китайцы осознали, что основой гармоничного общества является подчинение законам Вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй – правила и принципы, регулирующие взаимодействие человека с природой. Учение Фэн-шуй вновь стало популярным в современном мире. Фэн-шуй – это законы гармонии и баланса. Причем речь идет не только о гармонии между элементами сада, но и о гармонии между садом и людьми. Можно сказать, что китайский сад – это проекция души его хозяина. Именно это делает каждый такой сад неповторимым произведением искусства.

Общим для всех религиозно-философских учений Китая (конфуцианство, даосизм) являлось осознание человека как части Вселенной. Китайцы знают, что сад призван дарить радость и умиротворять. Для этого чувства, порождаемого садовой гармонией, во времена Конфуция было придумано специальное слово – «лэ». Лэ – садовая радость, в которой отражаются и запах пиона, и журчание ручья, а также изгиб мостика и аромат жасмина.

В отличие от японского сада, где нет второстепенных элементов и любую деталь можно воспринимать как центр Вселенной, в китайском саду обязательно существует центральная композиция, вокруг которой выстраивается все остальное. Из этого центра, как правило, открывается наилучший вид на все пространство сада, при этом, находясь в любой точке сада, невозможно усомниться, где находится его центр. В этом проявляется иерархичность китайского стиля.

Страница 7