Китайский и японский сад - стр. 15
По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический.
Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы и обрывы, изломанные деревья, как будто сраженные бурей. Сады угрожающего стиля вообще наполнены причудливыми и вычурными элементами – мрачными каменными композициями, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.
В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается смеющихся садов. Несколько ближе к японским китайские сады идиллического стиля, но и они сохраняют описанные выше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно более просторен.
И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).
Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.
Ландшафтные компоненты китайского сада
Основу сада составляет площадка для медитаций и физических упражнений, рядом с которой располагается небольшой пруд. Вода является неотъемлемым элементом китайского сада. В самых знаменитых садах она занимала более половины территории. Водная стихия предстает в двух разных, но равнозначных качествах. С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны, вода – примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Особенно большое значение имеют водоемы в качестве «зеркала небес». Поэтому в центре сада в китайском стиле находится большое озеро. На его волнообразных берегах расположены дорожки, композиции из камней с водопадами и различные здания. Отражающиеся в воде камни и строения являются выражением принципа единства человека и природы. Китайское садовое искусство, как отмечалось выше, находится под большим влиянием идей даосизма и глубоко ими проникнуто. Идеал этого искусства – полное единение человека с природой как предпосылка для исполнения дао. Согласно этому учению, китайские садовые художники стремятся воплотить в садах ощущения и настроения, связанные с определенными временами года, и таким образом усилить их. Так, например, постоянно меняющееся небо, отражаясь в водоемах, становится частью переживания природы.