Китайцы. Особенности национальной психологии - стр. 30
Немало статей можно найти в журнале американских антропологов «Studies in Chinese Thought». В настоящее время Ассоциация психологов Сянгана и издательство Китайского университета выпускают на английском языке журнал под названием «Journal of Psychology in Chinese Societies».
Следует отметить еще одну монографию, которая вышла в 1997 г. в Лейдене под названием «On Chinese Body Thinking» [188]. Ее автор У Гуанмин (Kuang-Ming Wu) на обширном материале, в том числе и лингвистическом, показывает, что китайская мысль и способ мышления китайцев являются конкретными, в то время как у европейцев они являются формальными, абстрактными.
По-своему интересна монография D. J. Moser «Abstract Thinking and Thought in Ancient Chinese and Early Greek» [189], представляющая собой диссертационное исследование, защищенное в Университете Мичигана (1996). В своей работе автор на материале двух языков показывает разницу в абстрактном мышлении у древних китайцев и европейцев.
Среди популярных изданий, имеющих в первую очередь практическое значение, можно назвать книгу S. D. Seligman «Chinese Business Etiquette» [193]. В ней автор, используя собственный многолетний опыт, делится с читателем своими знаниями в этой области, дает конкретные рекомендации и советы, как следует себя вести и что говорить в процессе делового общения с китайцами. Стремительное развитие китайской экономики, бурный рост торговых отношений Китая с зарубежными странами привел к необходимости серьезного изучения иностранцами особенностей китайского менталитета, проявляемых в общении с зарубежными партнерами. В результате в свет вышла обширная монография Yadong Luo «Guanxi and Business» [200].
Здесь не перечислены многочисленные статьи, посвященные частным проблемам психологии китайцев. Они включены в общую библиографию.
В начале 1990-х гг. в КНР значительно возросло число публикаций по вопросам национальной психологии, ранее мало освещавшихся в научной литературе. На прилавках книжных магазинов появилось много интересных книг, написанных с привлечением разнообразного материала, в том числе и лингвистического. Большая часть монографий, в которых критические стрелы направлены в сторону консерватизма китайского об раза мышления, выходит под девизом: «Показать, выявить, критиковать с целью дальнейшего преодоления». Эта тенденция, безусловно, несет в себе положи тельный заряд и отвечает основным целям нынешнего китайского общества – духовного возрождения нации.
Некоторые исследования носят сопоставительный характер и, скорее, лишь перечисляют отдельные черты китайского характера, на которые указывали как зарубежные, так и китайские исследователи. Книга Цзинь Вэньсюэ «Китайцы, японцы, корейцы»