Китай. Полная история - стр. 20
Ни мифов, ни легенд, ни героического эпоса… У шанцев все было предельно просто и прагматично. Живые приносили духам умерших предков жертвы, а духи в обмен на это заботились о живых.
Великий Ван У Дин и Ван Ди Синь, могильщик Шан
Наибольшего могущества Шанское государство достигло при ване У Дине, который правил во второй половине XIII века до н. э. При этом правителе государство Шан значительно расширилось и всячески процветало. В историю У Дин вошел как мудрый правитель и великий завоеватель, устрашивший воинственных соседей и присоединивший к государству Шан обширные новые территории.
Срок правления У Дина был необычайно долгим – он оставался у власти в течении 57 лет и все эти годы были годами благоденствия. Не исключено, что кто-то из предшественников У Дина тоже был выдающимся правителем, но У Дин является первым из ванов, о котором упоминается в дошедших до нас письменных источниках – уже известных вам цзягувэнь.
Полной противоположностью У Дину оказался ван Ди Синь он же – Чжоу Синь, правивший с 1075 по 1027 годы до н. э. Если отсчитывать от У Дина, то Ди Синь был девятым правителем Шан. Если У Дина называют «Великим», то о Ди Сине вспоминают как о жестоком и несправедливом правителе, который привел государство Шан к краху.
Вот что писал о Ди Сине в своих «Исторических записках» Сыма Цянь: «Император Чжоу был красноречив, ум имел живой и острый, соображал он быстро и вообще превосходил других своими способностями и физической силой – он мог без оружия бороться с дикими зверями. Чжоу был достаточно знающим для того, чтобы не обращать внимания на увещевания и был достаточно красноречив для того, чтобы приукрашивать ложь. Он хвастался перед подданными своими способностями, вознося себя над всеми остальными, которых он считал ниже себя. Чжоу любил вино, развлечения и был распутником… Он увеличил подати… Он пренебрежительно относился к духам… Он собирал большие сборища, наполнял вином пруды, устраивал лес из мясных туш и заставлял мужчин и женщин нагими гоняться друг за другом мимо этих прудов и деревьев…».
Ди Синь относился к тем правителям, которые хорошо начинают, но плохо заканчивают. Но конец Ди Синя стал началом нового государства, поэтому речь о нем пойдет в следующей главе.
Глава вторая
Эпоха Чжоу (1026–221 до н. э.)
Свержение Шан
Можно сказать, что правители династии Шан сами вырастили своих могильщиков – племя чжоусцев, которые кочевали на землях, расположенных западнее империи Шан.
Когда-то чжоусцы были одним из многих кочевых племен, но по мере контакта с шанской цивилизацией они выдвинулись вперед, потому что быстрее других перенимали шанские достижения. Соседство с развитой оседлой цивилизацией всегда благотворно сказывается на кочевниках, но одни племена при этом развиваются быстрее, а другие – медленнее.