Киномысль русского зарубежья (1918–1931) - стр. 53
Что выше сказано и скажется ниже, конечно, взято в чертах обобщающих, но реальная правда в них есть.
Но попробуем разобраться в теме: «синема – живопись» отвлеченно, не в плоскости сегодняшнего дня синема…
ЖИВОПИСЬ
художник – единственный человек, который чувствует зрительный образ.
Каждая мысль,
каждое чувство,
каждая фраза,
каждое слово,
движение
и пауза
им видится и переводится на язык красок и форм.
Он чувствует каждый факт – зрительно.
СИНЕМА:
что такое кинолента, как не цепь зрительных образов?
Остановите ее, и на экране будет картина, которую скомпоновать,
осветить и
окрасить
в тон нужный может только художник!
Фильму называют иначе «картиной» – не глубокое ли в этом значение?
Художник тут необходим!
(мы приходим к обратному выводу!)
Но:
«Зрительный образ» – это только половина всего синема, другая же заключена:
в движении.
Вот новый фактор, который резко отличает живопись от экрана…
В этом разница между:
статической живописью
и
динамическим Синема61.
Здесь нужен новый тип художника, который бы мыслил и чувствовал образ во времени зрительно,
во времени, т. е. в темпе,
в метре,
в ритме
(здесь связь и подход к новой теме: «синема – музыка»).
Экран не «рассказывает», а «показывает»…
(общеизвестное, даже банальное правило) это изначальное свойство экрана, следствием коего будет:
приход
нового
художника
ритмов
взамен режиссеру от беллетристики театра настоящего времени. (Намекну о будущем великом пути синема: poupées et dessins animés62)
Ритм – это все!
Здесь скрыты возможности колоссальные и перспективы блестящие,
но
они
впереди…
Разговоры о кризисе Синема – достаточно показательны: Синема на ложной дороге;
литературные инсценировки – никуда не годятся
театральные пьесы – в Синема пропадают
исторические фабулы – замусолены и надоели.
Выхода нет.
Кризис Синема – кризис сценария.
Сценарий был «повествованием»,
должен стать «действием».
Узреть это «действие»,
иметь острый и зоркий глаз
может только
«художник-ритмограф».
В пришествие
это
я
верю!
Печатается по: Кинотворчество. Театр. 1925. № 14.
Александр Лагорио РЕАЛИЗМ КИНЕМАТОГРАФА
Из всех искусств кинематограф самое реалистическое. В первых фильмах, когда еще отсутствовали специальные артисты экрана и роли исполнялись актерами драматическими, то есть театральными, какой нелепой казалась их игра! Между тем она была самой реалистической сценической игрой, и все же она поражала зрителей отсутствием естественности и этим доказывала, что кинематограф – искусство гораздо более реалистическое, чем театр. С тех пор искусство значительно развилось, и именно в сторону реализма. Актеры кинематографа сейчас играют в совершенно иной, не театральной манере, вполне натуральной.