Киев для романтиков - стр. 46
Илларион ушел со своего поста вскоре после смерти Ярослава. Как бы то ни было, процесс против новгородского епископа Луки Жидяты ведет новый митрополит грек Ефрем. Можно предположить, что последние годы он провел в Киево-Печерском монастыре, приютившем не одного писателя древности: Феодосия, агиографа Нестора; летописца Никона Великого. Св. Феодосий, что делит келию с Никоном, пишет о монахе Илларионе, которого в пещере докучает «нечистый». С натяжкой можем предположить, что это и есть бывший митрополит. Да и как можно обойтись без предположений, если о замечательном мыслителе ХІ в. известно до обидного мало.
Что же тогда побуждает нас обращаться к исторической личности, о судьбе которой лишь немногое можно сказать с уверенностью. На чем зиждется надежда узнать что-то новое? И в чем, наконец, важность узнанного для человека начала ХХІ в., одолеваемого заботами, так не похожими на чаянья древнерусского книжника первой половины ХІ века?
В 1096 г. половцы напали на Берестовое и все его строения сожгли. Князья Святополк и Владимир Мономах отомстили им, догнав возле Переяслава и полностью разгромив. Привез в Берестовое Мономах тело своего тестя хана Тугорхана и захоронил его неподалеку, где-то в районе нынешней Аллеи Славы.
Владимир Мономах отстроил Берестовое и часто проводил тут встречи и советы с приближенными, особенно после восстания киевлян в 1113 г. Оно произошло после смерти великого князя Святополка Изяславича против его ближайших соратников и евреев. В результате восстания по приглашению киевского боярства престол занял Владимир Мономах, который издал Устав, облегчивший положение низов. В отличие от прадеда, Мономах считал, что своих родственников хоронить нужно именно тут. Поэтому и были могилы его жены Евфимии, сестры Софии, сына Юрия Долгорукого и внука Глеба в церкви Спаса, что впервые упоминается в 1072 г. Она была разрушена ордами Батыя. В 1638 г. ее отстроил св. митрополит Петр Могила, пригласивший греческих мастеров обновить давние росписи. Святой подвижник внимательно следил за сохранением первоначального состояния древнего храма, и росписи поновляли по старым образцам. Часть этих фресок ХІ в. сохранились, а работа «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере» производит глубокое впечатление. Стоит обратить внимание на ктиторский портрет св. Петра Могилы, размещенный на стене над арочным проходом – в нем уже чувствуется западное влияние. Благодаря перестройкам того времени строение приобрело внешний облик украинского крестового пятиглавого храма. При архитекторе А. Меленском в 1814 г. пристроена колокольня в классическом стиле.