Кибержизнь. Контуры медицины будущего - стр. 2
Желая графически отразить процесс эволюции книги, я искал новые идеи для обложки. И как-то раз на своей странице Facebook я случайно наткнулся на видео-заметку про японскую рыбу фугу, она же раба-собака, она же японский иглобрюх, диодонт или фахак.
Фугу – маленькая рыбка размером всего с ладонь, которая может плавать хвостом вперед. Вместо чешуи у нее тонкая эластичная кожа. Если фугу испугать, она мгновенно раздуется и примет форму шара, утыканного острыми шипами, похожими на зубы собаки. В таком состоянии она в три раза превышает свои первоначальные размеры, и хищник не может ее проглотить.
Фугу – самый дорогой и смертельно опасный деликатес японской кухни. Она содержит смертельный яд – тетродотоксин, обладающий нервнопаралитическим действием и являющимся в 1200 раз опаснее цианистого калия. В одной рыбке этого вещества хватит, чтобы убить тридцать человек. Причем эффективного противоядия до сих пор не существует.
Чтобы научиться правильно готовить эту рыбу, повара проходят специальное обучение в течение двух лет. Секрет приготовления заключается в том, что повар оставляет совсем немного яда и отведав такое блюдо гурман получает специфическое опьянение, напоминающее наркотический дурман с сопутствующими галлюцинациями и обострением всех органов чувств.
Желая привлечь самку на нерест, чтобы та отложила икринки для обсеменения, самец рыбы фугу рисует на песке морского дна удивительные шедевры поразительной геометрической точности. На обложке книги показана математическая трехмерная 3D модель этого объемного рисунка.
Обычно в природе для привлечения самок самцы рыб пользуются менее экзотическим способом – они выделяют гормоны в окружающую среду, самки идут на зов гормонов к самцам, нерестятся, и самцы оплодотворяют отложенные икринки.
В случае же с фугу природа решила проявить себя не молекулярным путем через гормоны, а художественно, через доступный нашему глазу геометрически-совершенный объемный рисунок, в чем-то схожий с индийскими и даосскими изображениями Жизни и Вселенной, такими как мандала, сансара или шри-янтра.
Фактически же, этот объемный рисунок является четким математическим следом того самого живого биопроцесса, изображение которого дала нам сама природа! И у меня возникла мысль, что через этот рисунок, нарисованный самой природой, нам был дан математический ключ к глубокому пониманию природы живого и основ жизни, к пониманию биопроцессов и к кибернетическому подходу, описанному в данной книге. Но чтобы воспользоваться этим ключом нам необходимо смотреть на жизнь как на процесс, а не как на систему, иначе мы ничего не поймем. Именно поэтому мне показалось правильным поместить этот удивительный рисунок на обложке книги, представив его в виде трехмерной математической модели.