Размер шрифта
-
+

Кезеной-Ам. Погружение в легенду, или Последняя ошибка бога - стр. 9

– Значит, путника не приютили и бог, конечно, разгневался, – продолжила Марина.

Она знала эту легенду. Перед поездкой прочитала об объекте съёмок всё, что могла найти. Но из уст местных жителей легенды всегда звучат по-другому. Лёгкий акцент Арсена придавал истории объём и глубину. Это будоражило воображение, как сказка, рассказанная в детстве.

– Почему не приютили? Путник обошёл весь аул. Стучался в каждый дом. Но везде ему отвечали отказом. В конце аула жила бедная старуха с двумя внучками. Она и приютила путника.

– Ну правильно, раз бедная, значит, хорошая. Откуда взялась бедная старуха в очень богатом ауле? Все вокруг богатели, а она? Может быть, она была ленивой? – сыпала вопросами Марина.

Арсен пожал плечами и продолжил:

– Путник переночевал, поел, а когда уходил, сказал хозяйке, что если она увидит на земле воду, то надо уходить высоко в горы. И не оглядываться. Прошло много дней, в ауле уже забыли о путнике. Однажды женщина увидела, как в её доме из-под земли стала подниматься вода. Она взяла своих внучек и побежала в горы.

– А односельчан не предупредила? Вот тебе и добрая, – Марина покачала головой.

– Это старая легенда! Так по сюжету надо! – возмутился Арсен. – Как бы она предупредила, если из-под земли потоком пошла вода? Она бы не успела. Они с внучками тоже утонули бы. Поэтому они побежали в гору, как велел путник. Внучки успели выбраться из воды, а бабушка оглянулась на утонувший аул и превратилась в каменный столб.

– Что же Аллах такой жестокий? Утопил весь аул? И даже добрую бабушку в камень превратил? Единственную, кто приютил путника. Где справедливость? Где хотя бы благодарность?

У Марины даже румянец выступил от негодования.

– Нет, это не Аллах. Озеро появилось больше шестисот лет назад. Тогда в Чечне были старые боги, языческие. Они, наверное, были жестокими. Поэтому, наверное, в них перестали верить. Очевидцы утверждают, что раз в году на дне озера можно рассмотреть утонувший аул Кезеной. Он появляется как мираж, чтобы напомнить людям о судьбе аула. А потом снова исчезает, – закончил Арсен повествование.

На его памяти это был первый раз, когда слушатель так отчаянно спорил с древней легендой. Хотя нельзя не признать, в чём-то девушка была права.

– Как будто новые боги не жестокие. Один Всемирный Потоп чего стоит. Как звали древнего бога? – не унималась Марина.

– Дела. Это был бог солнца и создатель мира.

– Разве бог солнца может быть злым?

– Мне кажется, старые боги были больше похожи на людей. Людей ведь не бывает абсолютно злых или добрых. Мы все очень сложные, если так можно сказать. Дела не был злым, не был добрым. Он был разным. Мог наказать, мог одарить, мог ошибаться. Люди почитали его. Когда в эти места пришли христианские проповедники, они пытались заставить вайнахов забыть веру их предков, строили христианские храмы. Грузинская царица Тамара занималась распространением христианства, из Грузии шли миссионеры. Но христианство не прижилось. Вайнахи переделывали новые храмы для своих старых богов. Делу до сих пор ещё помнят, хотя мы давно мусульмане.

Страница 9