Размер шрифта
-
+

Казачий домострой - стр. 3

Так зачем же его вспоминать? Какая в том польза?

Прошлое незримо живет в нас, воплощается в стереотипе поведения, в нравственных установках и оценках происходящего ныне. От прошлого можно отказаться, можно его забыть, но нельзя искоренить его в себе. Оно живет и проявляется… И его нужно знать, чтобы порой не удивляться, а то и не ужасаться самому себе!

Казаки – народ призрак. И стал он таковым не вчера. При том, что казаки сегодня, безусловно, русские люди. Точнее: казаки подобны русским, однако, не тождественны! Хотя, наверное, нет абстрактного среднестатистического типичного русского, как нет таких же среднестатистических казаков. Гадкое это дело – стериотипизация: все кавказцы – гордые, все евреи – хитрые, все казаки – храбрые, все русские – пьяницы, все хохлы – упрямы…

Прославленный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, узнав, что я казак, тут же спросил:

– А где ваш чуб?

Он, к сожалению, не пошутил. Пришлось ответить:

– Мой казачий чуб, помимо моей воли, торчит из каждой написанной мною строки!

Но продолжать разговор с академиком мне расхотелось. Он знал о казаках не более тех прибауток, которыми пробавляется и до ныне «около интеллигентная» публика.

Некий "историк" Егор Холмогоров, не имеющий даже законченного высшего образования, ляпнул в очередном опусе, что "казаков, считающих себя народом, нужно выводить на снег и расстреливать!" Вообще то это классическая 262 статья УК РФ. За что расстреливать? Не за противоправные деяния, не за создания ОПГ , а даже не за то , что они говорят , а за то что "думают"! Достойный наследник красных карателей, утопивших казачество в крови. Сто лет прошло, а поди ж ты – сохранился!

В школах нас учили, что казаки – разбойники, потомки беглых, вот стали себя хорошо вести, получили «монаршей милостью русского Государя» всевозможные льготы, за эти льготы служили царю и били «пролетарьят»! Но попадались нам в руки, крошечным тиражом изданные, а то и вовсе запрещенные советской властью книги, а там было другое, и домашние предания говорили о другом, да и те обломки казачьей жизни, что нам еще удалось застать на руинах уничтоженного нашего народа, убеждали – мы не из беглых, мы – народ! Это – давняя проблема и давняя вековая боль. Кстати, в СССР в энциклопедии Народы мира казаки, равно как поморы, причислялись к особой формации "субэтнос" – народ в народе. Современные этнографы предлагают категорию этно-социальная группа и находят подобные в Венгрии – секеи, в Чехии (бывшей Австро-венгерской Империи) – ходы, есть подобная группа даже в Азербайжане и др. Причем, все эти этно – социальные группы объединяются не только тем , что несли обязательную воинскую службу, сколько тем, что имеют самобытную культуру, несколько отличную от культуры основного населения (нации) страны, в которой проживают. В результате каких исторических и социальных обстоятельств подобная группа возникает – разговор сложный и долгий, однако, если речь идет о казаках, то по крайней мере пять столетий замкнутые в военное сословие, они безусловно сложились в этнос. Сами

Страница 3