Размер шрифта
-
+

Кавказ. Выпуск XVIII. Трагедия изгнания - стр. 3

Стоит набрать в Интернете kavkaz.rusarhives.ru и ознакомиться с документами периода переселения в Османскую империю и научными выводами, представленными Федеральным архивным агентством, Российским государственным военно-историческим архивом, Институтом российской истории РАН, Институтом этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН в проекте «Переселение черкесов». Мы же обратимся к предисловию данного проекта, подписанного В. В. Трепавловым, доктором исторических наук, и Л. С. Гатаговой, кандидатом исторических наук: «Официальной датой начала мухаджирского движения считается 1862 год. Утвердившись во мнении о целесообразности выселения горцев в Турцию, этим вопросом занялись правительственные инстанции. Кавказский комитет – особый орган для управления присоединенным Кавказом, созданный в 1840 году, – 3 мая 1862 года постановил кавказскому начальству начать переговоры с Русским обществом пароходства и торговли о перевозке всех «абадзехов и шапсугов, желающих отправиться в Турцию… по уменьшенной цене за счет казны» император наложил резолюцию «Исполнить». 10 мая комитет принял постановление „О переселении горцев с решением финансировать мероприятия по переселению“».

Позднее в приморских городах дополнительно организовывались подкомиссии во главе с комиссарами, которые следили за погрузкой людей на суда, а в Анапе и Константиновской бухте (Новороссийск) появились карантинно-таможенные посты. Но все же столь массовое переселение не удалось сколько-нибудь обезопасить от стихийных явлений, от злоупотреблений и охотников нажиться на казенных либо личных средствах эмигрантов. Страх гнал людей не только в неизвестность, страх в ряде случаев не позволял горцам даже довериться организованной пароходами более комфортной, нежели на турецких кочермах, перевозке, поскольку курсировали слухи, что горцев обязательно обманут и вывезут не в Турцию, а на верную смерть в Россию.

К 1867 году массовое переселение прекратилось, появился даже квотный вариант, когда ежегодно лишь небольшой процент желающих мог выехать. Очень часто основанием для выезда служило паломничество к святым местам в Мекку, и ехали всей семьей. Не останавливало даже доходящее до кавказского населения известие, что к эмигрантам относятся не вполне лояльно и уж совсем не по-братски, вопреки исламу.

Хотели ли их смерти те, кто гнал и кто приглашал, решая так называемый восточный вопрос? Они просчитывали выгоды этого предприятия, а сами люди вряд ли их занимали. Глядя на великую драму изгнания и зная, как, где и когда использовались мухаджиры позднее, полнее представляешь себе цинизм правителей, стравливающих народы, порождающих вражду между ними на долгие времена и подпитывающих недоверие ко всем остальным.

Страница 3