Размер шрифта
-
+

Кавказ. Выпуск XVII. Черкесия - стр. 7

Трудно определить даже приблизительно народонаселение описываемого нами края, но, кажется, мы не много ошибемся, сказав, что число жителей обоего пола в черкесских племенах на восточном берегу Черного моря не превышает 300 тысяч душ мужского пола.

Черкесское общество основано на следующих началах:

1. Семейство.

2. Право собственности.

3. Право употребления оружия для всякого свободного человека.

4. Родовые союзы со взаимной обязанностью всех и каждого защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого, и ответствовать перед чужими родовыми союзами за всех своих.

Эти коренные начала, которые мы рассмотрим ниже, составляли искони основание общественного устройства у черкесов; но само общество не оставалось неподвижным, а постепенно изменялось, не нарушая этих начал, и достигло нынешнего своего состояния после переворота в значении и правах общественных сословий.

Черкесское общество разделяется на следующие сословия: 1) пши (князь), 2) ворк (дворянин), 3) тфокотль (среднее сословие свободных людей), 4) об (клиенты, состоящие в зависимости от покровителей), 5) пшитль (подвластный хлебопашец, обрабатывавший землю своего господина) и 6) ясырь (раб, дворовый человек).

Князья и дворяне пользовались в прежние времена некоторой властью над народом в делах общественных и в мерах общей безопасности, а также некоторыми личными преимуществами перед другими сословиями; но около середины прошедшего столетия произошел у черкесов общественный переворот, в котором оба означенных сословия лишились всех своих преимуществ и уравнялись в правах с тфокотлями, сделавшимися после того, по своей многочисленности, первенствующим классом в народе. Однако князья и дворяне помнят свое происхождение, ведут свой род и, сохраняя многие понятия своих сословий, избегают мешаться браками с людьми других сословий.

Таким образом, у черкесов существуют теперь три свободных, равных между собой, и три подвластных сословия. Три низких сословия состоят в зависимости от своих владельцев на различных правах. Сословие об можно считать почти свободным, потому что оно пользуется правом перехода от одного владельца к другому, хотя для собственной безопасности своей, как мы увидим ниже, люди этого сословия не могут жить в крае в совершенной независимости. Сословие пшитль вполне подчинено владельцам, которые имеют право продавать принадлежащих к нему людей, но не иначе как за преступление, и притом целыми семействами; ясыри же, к которым принадлежат пленные и потомки их, не имеют никаких человеческих прав; господин может продавать их поодиночке, подвергать жестоким наказаниям и даже убивать, не ответствуя ни перед кем. Кроме того, обы и пшитли пользуются правами собственности, но обязаны своим владельцам разными натуральными повинностями – как работой, так и взносом определенной части земельных произведений и приплода от скота в положенные сроки. Ясыри, напротив, не имеют никакой собственности, и весь труд их принадлежит владельцам.

Страница 7