Размер шрифта
-
+

Кавказ. Выпуск XVII. Черкесия - стр. 55

живущих же на верховьях речек к хребту – убыхами. Жилища их расположены на следующих речках в долинах, примыкающих к морю: а) Зюебзе, b) Лоу, или Лоупь, с) Ниге, d) Батхь, е) Догомепсе[25], f) Психе, или Момай (все коллективно – урочище Вордане[26]), g) Саше, или Сочи, i) Хамишь, или Хоста (эти две – урочище Саше).

На северном склоне гор находятся еще отрасли татарских племен:

I. Карачай, жилища коих расположены у западного подножия Эльборуса[27], на верховьях реки Кубани. Шегем (Чегем), балкар и уруспий одного с карачаевцами происхождения.

II. Ногой, или ногайцы, известные более под названием имен их князей Мансур и Навруз и живущие между Лабой и Кубанью, – остатки монгольской орды кипчаков.

В отношении разделения тех племен на черкесские (адыге) и абхазские (азега) следует заметить, что кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют абадзехов, шапсугов и натухажцев общим именем абадзе-чиль, что значит: абазинские народы; всех же закубанцев, исключая бесленеевцев, – кияхъ, то есть низовые жители; абадзехи же, шапсуги и натухажцы называют все племена, сохранившие феодальное управление, включая в то число и кабардинцев, адыге-чилъ, то есть адыгские народы.

Часто народ теряет настоящее свое название, между тем как оно остается в памяти у соседей. Не могло ли это случиться и у черкесов (адыге)? Хотя в настоящее время нет никаких данных, которые служили бы основанием к какому-либо заключению по настоящему предмету, но, может быть, дальнейшие расследования рассеют мрак, покрывающий происхождение этого народа. С моей стороны, я ограничусь изложением того, что мог узнать во время пребывания моего между этими племенами.

Вот основание их разделений:

бесленеевцы отделились от кабардинцев под предводительством их князя Каноока и по настоящее время не потеряли еще нити родства, соединяющего их с последними. От переселения этого прошло не более столетия.

Темиргойцы, хатукайцы и хегаки имели общего родоначальника Болетока, который разделил владения свои между тремя сыновьями: Айтекок получил в удел Темиргой (Кемгуй), Хатиок дал полученному им уделу свое имя Хатиукаи, Занок владел уделом Хегайк[28]. Княжеские дома эти признают и ныне узы родства, их соединяющие.

Бзедух имел двух сыновей: Киркян и Хамышь. Именами их назвались два племени: Киркинай, или Черченай, и Хамышей.

У мохошевцев родоначальник Богарсок, у жанеевцев – Бекхан.

Если включить в эту семью кабардинцев, то адыгские племена, сохранившие феодальное управление, естественным образом можно разделить только на шесть родов. Я не упоминаю здесь (то есть в разделении) о натухажцах, шапсугах и абадзехах, потому что племена эти в сравнении с вышепоясненными получили быт свой весьма недавно. Постепенное развитие их народности я изложу в особой статье.

Страница 55