Размер шрифта
-
+

Кавказ. Выпуск XVII. Черкесия - стр. 18

Во владении Абхазском, кроме того же порядка, который существует и в других абхазских племенах, аристократия имеет главу в лице наследственного владетеля из фамилии князей Шервашидзе. Права владетеля сходны с теми, которые имели в Европе в Средние века феодальные властители. Отношения его к князьям суть только личные, без права вмешательства во внутреннее их управление. На обязанности владетеля лежит попечение о безопасности всего края от внешнего неприятеля, о внутреннем его спокойствии и принятии необходимых к тому мер. Во внутренних раздорах он есть натуральный посредник; по требованию его враждующие стороны должны прекратить раздор, избрать своих посредников и идти к нему с ними на разбирательство. Князья обязаны выставлять по требованию владетеля в определенном числе и на назначенном месте милицию с обеспеченным продовольствием; во время поездок его по краю продовольствовать его со свитой и с телохранителями его, составляющими особое сословие в народе; не щадя своей жизни и своего достояния, защищать владетеля, мстить за него и выручать его из плена, если б он впал во власть неприятеля. Владетельный дом имеет свои родовые владения, которыми управляет наравне с прочими князьями. До сих пор права и обязанности владетеля ничем не отличаются от тех, которыми пользовались феодальные властители Средних веков в Европе, но вот и особенность: владетельный дом, со всеми побочными линиями своей фамилии, составляет общий родовой союз, имеющий те же права и обязанности относительно других княжеских фамилий, какие они имеют между собой. К этому общему очерку политического устройства Абхазии остается еще прибавить, что две боковые линии владетельной фамилии передают наследственно в виде уделов управляемые ими округа Абхазский и Абживский.

Мы не можем положительно сказать, которая из двух форм политического устройства абхазских племен составляет первоначальную, то есть мелкие ли абхазские племена отторглись от зависимости владетелей, некогда, может быть, общей во всем абхазском народе, или устройство владетеля абхазского есть развитие Абхазского общества; образовалось ли оно в последнем случае самобытно или произошло от присвоения наследственной власти одним из правителей народа, поставленным грузинскими царями. Самое древнее сказание о князьях Шервашидзе относится к исходу XII столетия, в котором между именами эриставов (старшин или правителей народа) царицы Тамары встречается имя Дотаго Шервашидзе. Сами князья Шервашидзе считают свою фамилию вышедшей из Ширвана. Однако нельзя, основываясь даже на этом свидетельстве, утверждать, что в абхазском народе не было и прежде того же феодального устройства под управлением владетелей из другой фамилии.

Страница 18