Кавказ. Выпуск XVII. Черкесия - стр. 13
В делах общественных, относящихся до нескольких фамилий или до целых племен, созываются народные собрания. Если бы каждая фамилия жила нераздельно на особом участке земли, то, без сомнения, народные собрания составлялись бы из депутатов от фамилий; но все фамилии живут так разбросанно по разным местам, частью значительно удаленным одно от другого, что удобнее и скорее собирать депутатов и передавать решения народных собраний по местному разделению края. В этой горной стране народонаселение расположено по долинам, разделенным между собой отраслями Кавказского хребта. Ни одна фамилия не живет вместе в одной долине, так же как в каждой долине живут семейства разных фамилий, или родовых союзов. Жители одной долины, разбираясь в своих внутренних делах по условиям родовых союзов, имеют общий местный интерес по внешним делам: так, например, они должны принимать общие меры предосторожности против воровства на пастбищах скота, против набегов хищнических партий других племен, против наших наступательных действий и т. п. Во всех этих и подобных случаях опасность угрожает жителям всей долины, а не той или другой фамилии, и занятие каких-нибудь мест постоянными караулами, укрепление какой-нибудь теснины завалами и другие местные предосторожности одинаково приносят пользу всем жителям. Народные собрания созываются преимущественно для общественных дел, в которых местные интересы имеют преимущество перед фамильными, а потому и депутаты посылаются от долин, а не от фамилий.
Народные собрания имеют характер сходбищ совещательных и не облечены никакой властью; но если меры, предложенные в совещаниях, соответствуют желанию значительного большинства народа или, по крайней мере, сильной, деятельной и беспокойной партии, преимущественно религиозной, то могут сделаться обязательными и для всего народа. Иногда народные собрания судят изменников и нарушителей общественного спокойствия. Сходбища эти не имеют ни постоянного места, ни определенного времени; для созвания их нет никаких общественных властей; они собираются по общему голосу народа, который, по большому практическому навыку в политике своего края, сам чувствует, в какое время настает надобность в общих совещаниях. Для выбора депутатов не существует никаких определенных правил и формальностей; обыкновенно посылаются в собрания старики из каждой долины, давно известные народу и внушившие к себе полное его доверие.
На изложенных выше началах общество существует без всяких общественных властей. В цепи союзов, составляющих общий родовой союз, который в свою очередь разветвляется до отдельных свободных семейств, нет других признанных властей, кроме отца и мужа в семействе и власти господина над рабом. Люди, которых мы привыкли называть старшинами, пользуются только уважением народа по прежним заслугам, по благоразумным советам и по дознанной на опыте верности их, но им не присвоено никакой власти. Возможность продолжительного существования такого общества объясняется тем, что простота образа жизни народа, ограниченность нужд его, малосложность взаимных отношений жителей и большой простор в землях, которых соразмерность с народонаселением искони поддерживалась торговлей людьми, отвращают столкновение частных интересов. Единство происхождения, языка, веры, нравов и обычаев связывает этот народ в одно целое, а общая опасность извне, от нашего оружия, установившееся временем равновесие родовых союзов, взаимный страх оружия, опасение подвергнуться платежу больших пеней и наконец привычка к этому порядку вещей отвращают внутренние раздоры. Уважение к старикам, перед которыми молодые люди не садятся и с которыми без их вопроса не начинают разговора, обычаи гостеприимства и условные формы вежливости, смягчая их нравы, много способствуют к сохранению у них общественного спокойствия.