Размер шрифта
-
+

Католицизм - стр. 36

(366–384), признав Вульгату единственно правильным переводом Библии на латинский язык, способствовал укреплению единства веры на Западе.

Главенство епископа Рима впервые было торжественно признано на поместном Сардикийском соборе 343 г. на том основании, что Римская церковь основана Петром. Авторитет римского епископа возрос еще и потому, что важнейшие вероучительные споры решались в Риме.

Однако, при всех преимуществах нового положения, над Церковью нависла грозная опасность. Ведь императорская власть начала рассматривать ее как орудие своих политических интересов и требовать послушания, опираясь на евангельское учение о том, что всякая власть происходит от Бога (Рим. 13:1). Но и Церковь начинала действовать как самостоятельная политическая сила. Политический характер приобретает и папская власть. Тесная связь религии и политики становится отличительной чертой католицизма.

Признание христианства единственной государственной религией привело к тому, что только крещеный становился полноправным гражданином, а критика Церкви и веры – преступлением против государства. Юридическое выражение это нашло в законодательстве о еретиках в Кодексе Теодозия 428 г. Св. Августин, непримиримый борец с ересями своего времени, утверждал, что государство должно не только защищать Церковь, но и принудительно обращать еретиков к истине. В Средние века это требование воплотилось в организации и деятельности инквизиции. Император Юстиниан (482/483–565) объявил всех некрещеных вне закона и ограничил права еретиков.

Так постепенно складывается образ Католической церкви. На ее формирование огромное влияние силой своего ума, глубиной античной образованности и страстностью веры оказали так называемые латинские Отцы и Учителя Церкви – святые Амвросий, Августин, Иероним и папа Григорий I Великий.

Отцы Церкви

Св. Амвросий (ок. 339–397) в 374 г., еще не крещеный, был избран епископом Милана (Медиолана). Вместе с Августином и Иеронимом он помог победе над арианами на Западе. Непримиримый борец с язычеством, св. Амвросий добился от императора Грациана удаления Алтаря Победы – жертвенника с золотой статуей богини Победы – из римского Сената. «Рим золотой, обитель богов, меж градами первый» лишился символа своего героического прошлого. Время веротерпимости прошло безвозвратно. Св. Амвросий защищал Церковь от вмешательства государства и настаивал, что в делах веры епископ отвечает только перед Богом. Поскольку «император стоит внутри Церкви, а не над ней», епископ может даже отлучить императора. Известный эпизод, когда после резни в Фессалониках св. Амвросий заставил повинного в ней императора Феодосия под угрозой отлучения прийти в церковь в одеждах кающегося грешника, без царского облачения, и признать публично свою вину, доказывает это. Главное сочинение св. Амвросия «Об обязанностях слуг Божьих» было христианским переложением сочинения Цицерона «Об обязанностях». Св. Амвросий ввел пение псалмов при чтении Писания.

Страница 36