Катехизис. Конспект лекций - стр. 28
Хотя в мире всё промыслительно, однако нужно помнить, что одно происходит по благоволению Божьему, другое – по Его попущению. Пророки возвещают слова Божии: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» (Ис. 45:7); «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6). Преподобный авва Дорофей так объясняет эти места Священного Писания: «Здесь под злом нужно понимать всё, что отягощает нас, как то: голод, землетрясения, болезни, войны. Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы, но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, и жители его пришли к покаянию. Но Бог не хочет, чтобы мы сами положили огонь и подожгли его. Он хочет, чтобы мы желали воли Его благой, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню».
Святитель Пётр Могила видит такое различие между Предвидением, Предопределением и Промыслом Божиим: «Промысл относится к вещам сотворённым. Но Предведение и Предопределение были в Боге прежде бытия всех тварей. Предведение есть одно ведение будущего, без определения его в частности. Предопределение, зависящее от Предведения, определяет, что должно быть, но определяет только добро, а не зло. Таким образом, Предведение по порядку предшествует в Боге, за ним следует Предопределение, а после за сотворением Промысл о сотворённом».
3. Второй член Символа веры
«Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»
Со второго члена и по седьмой Символ Веры по преимуществу излагает учение о Втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием. Рассмотрим отдельно каждое слово второго члена Символ Веры.
«Во единаго…»
Здесь указывается на то, что нет другого Спасителя для людей, кроме Господа Иисуса Христа. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), – говорит о Сыне Божием святой апостол Пётр.
«Господа…»
Спаситель называется Господом потому, что Он есть Истинный Бог. В Септуагинте наименованием «Κύριος» («Кириос» – Господь) передаётся имя Иегова – одно из имён Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греческой традиции имя «Господь» есть одно из имён Божиих.
О том, что Мессия будет обладать Божественным достоинством, говорили ветхозаветные пророки. «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене», – говорится в псалме (Пс. 109:1). Эти слова Христос отнёс к Себе (Мк. 12:36,37). У пророка Иеремии о царственном потомке Давида, будущем Спасителе, говорится: «И нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!» (Иер.33:16).